Скандальная выставка вернулась в Манеж спустя полвека
В авангардном искусстве скандал, провокация довольно часто являются если не движущей силой, то необходимым импульсом. Необходимым для движения «только вперёд, и только вверх», как сказал бы авангардист Кандинский. Хорошо, когда процесс контролируется самими творцами искусства. Но вот в 1962-м году ситуация явно вышла из-под контроля. 50 лет назад Никита Хрущёв решил посетить экспозицию под названием «Новая реальность». Реальность оказалась непонятой первым партийным секретарём. Так что в историю выставка вошла уже под новым названием - «Разгром Манежа». Сегодня, полвека спустя, легко догадаться, где и с чьим участием, открылась выставка «Те же в Манеже». Рассказывают «Новости культуры».
Бокс, внутри которого организована выставка, украшают надписи. Это прямые цитаты Никиты Сергеевича Хрущева, его реакция на искусство. Само искусство, вызвавшее такую бурную реакцию, разместилось в очень небольшом темном помещении – как намек на то, на каком положении в Советском Союзе было искусство авангарда.
Чтобы современные зрители лучше поняли, с чем столкнулись художники в 62-м, организаторы этой выставки создали аудио-инсталяцию. Когда зрители ходят мимо картин, срабатывает датчик движения и из динамиков начинают звучать реплики на эти самые картины Никиты Сергеевича Хрущева.
«Человек попадает в атмосферу абсурда, потому что он смотрит и слышит реакцию Хрущева, – рассказывает художник-экспозиционер Алексей Трегубов. – И как бы ему нужно ответить: что это? Это то, о чем говорит Никита Сергеевич, или это просто спокойная живопись?»
До наших дней дошло всего 13 картин с той самой выставки. Несохранившиеся картины на этой выставке можно увидеть в виде слайдов. Вот та самая картина Леонида Рабичева, которая не понравилась Никите Сергеевичу Хрущеву. Она называется «Детство».
Леонид Рабичев пришел отметить 50-летний юбилей печально известной экспозиции, разделившей советских художников на официальных и неофициальных с легкой руки первого секретаря ЦК.
«У него очень злое лицо было, – вспоминает Леонид Рабичев. – Когда он еще поднимался по лестнице, он сказал, «это делаете мазню?» Уже все растерялись. А почему были выбраны мы? Белютин выбрал тех, кто умел формулировать свои мысли».
«Мы делали картины трехметровые, я лазила на стремянки, в холод, в дождь, писали на снегу, потому что это было интересно, это было нужно стране, – рассказывает художница, участник выставки в Манеже в 1962-м году Инна Шмелева. – Это потеря для государства, как говорил Белютин, когда нас вот так здесь…»
Нынешняя выставка только во вторую очередь ремейк той, что была в «Манеже» 50 лет назад, а в первую очередь эта экспозиция рассказывает о реакции на советское авангардное искусство, которое разделило советское искусство на «до Манежа» и «после».
Выставка, которая в свое время наделала много шума из ничего, открывается как раз в тот самый момент, когда у Манежа появилась новая концепция, сюда снова вернулись актуальные художники. Конечно, это можно считать только совпадением, но можно и своего рода заявкой на будущее.
Читайте также:
"Разгром в Манеже". 50 лет спустя>>>
Новости культуры