Второй Всероссийский съезд учителей истории - площадка для дискуссий
Второй Всероссийский съезд учителей истории открылся сегодня в Москве. В его работе приняли участие учителя, преподаватели вузов, сотрудники академических институтов, студенты и аспиранты – всего около тысячи человек из восьмидесяти субъектов Российской Федерации. Большинство из них являются членами ассоциации учителей истории и обществознания, созданной полтора года назад. Рассказывают "Новости культуры".
Программа съезда рассчитана на два дня. Представительное собрание должно не только подвести итоги годовой деятельности, но и стать заключительным мероприятием Года российской истории. Открыл работу форума председатель государственной думы Сергей Нарышкин. Он обратил внимание на особое внимание государства к проблемам преподавания истории в стране.
"Сегодня в своем послании Федеральному собранию президент Владмир Путин действительно большое внимание уделил образованию, культуре, роли двух сфер в воспитании нравственности. Президент отчетливо понимает и дает сигналы обществу о том, какое значение имеет историческая наука, история, как она может быть одним из самых эффективных инструментов в воспитании патриотизма", – подчеркнул Нарышкин.
Однако пока практика сильно отстает от поставленных целей. Федеральным государтсвенным образовательным стандартом на изучение истории предусмотрено 68 учебных часов. Из которых 40 отдано на штудирование истории Отечества. Если разделить их на количество тем, получится, что Отечественной Войне можно посвятить всего 19 минут, а Русской-Японской вонйе и того меньше – 9.
"Большое противоречие между количеством часов отведенных и тем количеством материала, который нужно изучить", – поясняет учитель истории Анна Ивонина (Рязань).
В перечне главных вопросов учителей на первом месте несоответствие новых стандартов и учебников и контрольно-измерительных материалов. Их составляют разные люди. Учитель получает допольнительную награзку – обьединить все в единое учебное поле. Задача и сложная и трудоемкая. Один из самых наболевших вопросов – подготовка к Единому госэкзамену. Какой приоритет должен выбрать учитель: оказывать образовательные услуги, готовить к ЕГЭ или воспитывать?
"Сегодня зарплата учителя, в значительной степени стимулирующий фонд зависит от того, как сдали ЕГЭ. Естественно, идет дрессура на ЕГЭ, а дрессура не предполагает глубокого и качественного изучения такого сложного предмета, как история", – подчеркивает директор школы ГОУ Центр образования № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.
Качественное преподавание напрямую зависит от метода, заложенного в его основу. Известный эксперт в этой области, профессор Александр Чубарьян считает, что необходимо немедленно отказаться от концентрической системы и вернуться к классическому линейному методу изучения, на котором строилась советская школа.
"Не надо два раза преподавать одно и тоже в школе до 9 класса, а потом в 10-11. Этот вопрос мы хотим поставить жестко. Думаю, что надо сделать элективные курсы типа факультативов по выбору для старшей школы. Скажем, Россия и мир, модернизация в России и других странах", – предлагает академик.
По мнению самих участников, Второй съезд учителей истории и обществознания от предыдущего отличается, прежде всего, демократичностью. На шести площадках, так называемых секциях, слово мог получить каждый.
Новости культуры