В Петербурге проходят показы Международного фестиваля балета "Мариинский"
В Петербурге начинаются показы Международного фестиваля балета «Мариинский». По приглашению Валерия Гергиева, помимо ведущих российских солистов, в нем примут участие звёзды Парижской национальной оперы. Французский акцент не только в составе участников, но и в самой программе, - представлены практически все шедевры русского классического репертуара, созданные великим хореографом Мариусом Петипа, французом, проработавшим на сцене Мариинского театра почти 60 лет. А открывает смотр премьера одноактных балетов «Бемби» и «В джунглях».
Эта история про Бемби, наверное, не займет место в пантеоне славы Мариинского тетра, и статусная публика на нее не пойдет. У спектакля другая аудитория и другие задачи – распахнуть двери перед юными зрителями и заговорить с ними на одном языке, не спускаясь при этом до балаганного уровня. «Цель вроде простая, но на самом деле трудная», – признаются создатели балета.
«Оказалось, что делать взрослую хореографию бескомпромиссно с точки зрения музыкального языка. Очень сложно, чтобы дети видели сюжет, чтобы считывали историю», - объясняет автор либретто, художник спектакля Анна Матисон.
Это история, рассказанная австрийским писателем Феликсом Зальтеном, кому-то известна по его книге, кому-то по диснеевскому мультфильму, но, независимо от способа восприятия, она трогает душу каждого ребенка. Маленький олененок Бемби учится познавать мир, встречая при этом и любовь, и отчаяние, и надежду.
«Спектакль проникнут добротой. Знаете, чего и всем нам не хватает в сегодняшнем мире – доброты», - считает исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев.
По книге мать Бемби убивают охотники, а на сцене это скорее солдаты удачи, наемники, псы войны. Они жестоки, но даже сея вокруг смерть, они бессильны перед настоящей любовью.
Спектакль актуализирует базовые ценности человечества – справедливость, милосердие, неприятие лжи и подлости, и в этом смысле он педагогичен. А вот назидательность отсутствует полностью. Возможно, потому что сами исполнители очень молоды, и прочитанную в детстве историю про Бемби они как бы примеряют на себя самих.
«Первый акт - это история взросления, история первой любви, а вторая - более комичная часть, на едином дыхании», - говорят артисты Мариинского театра Надежда Батоева и Алексей Попов.
Музыка спектакля выразительна, но она не слишком органично сопрягается с хореографией. Партитуры были написаны к фильму и к радиопостановке много лет назад.
«Сложно было понять, что будет ставиться на эту музыку. Местами музыка не везде одинаковая в этом балете», - отмечают артисты Мариинского театра Надежда Батоева и Алексей Попов.
Маленький зритель таких тонкостей, наверное, не заметит. Впрочем, большинство взрослых тоже. Скорее всего, они будут благодарны артистам и постановщика за возвращение в сказку.