Центр современного искусства показывает новые поступления в коллекцию
В Москве в Государственном центре современного искусства готова очередная экспозиция. Выставка называется «Предмет искусства». Искусствоведы могут долго, красиво иногда несколько туманно рассказывать о том, что представляет собой предмет беспредметного искусства, или вполне предметного искусства. Музею проще – у него много экспонатов, его разговор с публикой абсолютно предметный. И количество предметов увеличивается с каждым годом. Новая выставка – это часть проекта под названием «Новые поступления в коллекцию ГЦСИ». Сейчас представлены поступления последних двух лет.
Это то, чем гордится государственный центр современного искусства – каждая из инсталляций, приобретенных в коллекцию за последние два года – произведение искусства. Таков вердикт экспертов ГЦСИ. Чётких критериев «почему» – нет. Выбор интуитивен.
«Каждый раз экспертная комиссия оценивает искусство, думает о том, хотим ли мы, чтобы оно заняло место в коллекции. Мы их считаем прекрасными произведениями и горды, что они попали к нам», – комментирует куратор выставки Ирина Горлова.
Среди новых поступлений – работы Анны Жёлудь, одной из фавориток ГЦСИ. Она большая поклонница металлических конструкций, её работы – это синтез геометрического минимализма, смысловых абстракций, не всегда очевидных параллелей. Художник не любит пояснять свое искусство, а генеральная концепция у всех её работ всегда одна и та же: «Замысел достаточно банальный: жизнь коротка, а искусство вечно, что каждый человек – художник, что каждый художник – человек, что искусство должно удивлять», – поясняет она.
В кадре – самая последняя работа ещё одного художника, чьё искусство собирает и промоутирует ГЦСИ, Хаима Сокола. Его «Дом-трибуна» – аллюзия на знаменитый кабинет Родченко. Инсталляция – продолжение рефлексий художника на тему мигрантов, равенства. Дополнительный эффект работе придаёт советская символика и параллели с революционной волной начала XIX века. «Тогда требования у людей, которые шли на Дворцовую площадь знаменитого 9 января, были вполне нормальные, ничего революционного: 8 часовой рабочий день, медобслуживание, в конце концов, человеческое отношение со стороны хозяев», – расказывает художник.
Теперь в коллекции ГЦСИ и ироничная работа проекта «МишМаш»– «Краткая история искусства своими руками». Работа выставлялась дважды –в чебуречной «Дружба», туалете парка Горького – и пользовалась большим спросом. «Мы выбрали классический образ – эталон красоты Венеру, и отлили её из мыла, с тем, чтобы зритель своими руками , используя её, мог бы примириться с эволюцией, которая происходит в искусстве от классики до модернизма. Она будет меняться в очертаниях, и люди увидят, как стили произрастают один из другого», – говорит художница Мария Сумнина.
Трансформация из Венеры Милосской в скульптуру «а-ля Генри Мур» , потом во что-то совсем абстрактное, и наконец, в «ничто» – пустоту. Многие произведения искусства из собрания ГЦСИ также сделаны практически из ничего – обычных бытовых предметов или даже хлама, подобранного на улице, но наделены смыслом, видением художника, что переводит их из категории «пустого» в «совсем абстрактное».