Мозаичное панно из Святой земли выставлено в Эрмитаже
В Эрмитаже открылась выставка "Немеркнущие краски. Римская мозаика из Лода", которая стала заключительным пунктом почти пятилетнего путешествия по странам Европы и Америки. По столь длительному и сложному маршруту из Израиля в Россию прибыло уникальное мозаичное панно, которое было обнаружено 18 лет назад во время раскопок в Земле обетованной.
В 1996 году в небольшом израильском городе Лод, что в 15 километрах от Тель-Авива, начали строить магистраль. Раньше там находилось древнее поселение Лидда, поэтому сначала за дело взялись археологи. Во время раскопок ученые обнаружили часть панно с изображением хвоста тигра. В процессе работы перед ними возникла уникальная мозаика. Предполагается, что в конце III века она украшала пол римской виллы.
"В центральной композиции изображены экзотические звери: африканские, азиатские, - рассказывает куратор выставки, сотрудник Отдела античного мира Эрмитажа. - Известно, что в это время на аренах амфитеатров выставляли экзотических зверей. Мы предполагаем, что изображены как раз звери, которые доставлялись на кораблях".
Ученые уверены, что у одной из картин - с морским сюжетом - был особый статус. Она выделяется не только своими размерами. Для ее создания был выполнен дорогостоящий эскиз, который и стал основой для панно. Скорее всего, хозяин виллы был крупным морским торговцем, и эта мозаика было для него своеобразной визитной карточкой.
"Можно долго задумываться о тех секретах, которые мозаика хранит в себе. На ней нет человеческих изображений. Мы на Святой земле, земле многих религий, - говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Можно по-разному придумывать, как и почему человек только присутствует позади всех этих замечательных изображений животных".
Удивительно, но до наших дней римская мозаика сохранилась практически в идеальном состоянии. Материал, из которого она сделана, недолговечен. Это обычный известняк. Для создания картин использовали около 15 оттенков этой горной породы. На месте раскопок решили возвести археологический музей, а мозаику временно демонтировать.
Чтобы снять такое огромное полотно с его исторического места, была проведена сложнейшая операция. Сначала мозаику расчистили, укрепили и наклеили сверху несколько слоев материи. Для подъема большинства панелей использовали так называемый валовый метод.
При помощи молотков и металлических пластин верхний слой мозаичного пола отделили от его основания и накрутили на вал. После перенесли на деревянный каркас.Тяжелый памятник весом около 20 тонн перевезли в музей Рокфеллера в Израиле. Там основание картин сделали сверхлегким, что и позволило полотнам путешествовать по всему миру. Из Петербурга римская мозаика вернется обратно в город Лод, где станет главным экспонатом Археологического центра.
Все материалы темы>>