"Плоды просвещения" Карбаускиса в Театре имени Маяковского
Корень учения горек, а каковы на вкус его плоды, узнает этим вечером публика Театра имени Маяковского. "Плоды просвещения" - первая премьера года. Спектакль Миндаугаса Карбаускиса и можно, и нельзя назвать возобновлением, поскольку комедия Льва Толстого в постановке Петра Фоменко долго не сходила со сцены Маяковки. Однако авторы новой версии ограничились корректным цитированием предшественников. К тому же в свете новой моды на оккультизм старая пьеса вдруг стала беспрецедентно актуальной.
Отправной точкой для нового спектакля в Театре имени Маяковского послужила первая ремарка в комедии Льва Николаевича Толстого: "Молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается". В огромный овал будто от зеркала будут смотреться и герои спектакля, и сами зрители.
Будто отлитый из этой овальной формы гигантский стол – центр постановки, где всё крутится вокруг спиритизма, разговоров о сеансах и поисков медиума. Режиссер Миндаугас Карбаускис взялся за "Плоды Просвещения" и из-за любви к материалу и в память о своем мастере – Петре Фоменко. Почти четверть века на этой сцене шел его легендарный спектакль по этой комедии.
Новая постановка не стала реконструкцией фоменковской. Хотя многие артисты из тех, что на сцене сегодня, - Костолевский, Немоляева, Филиппов - играли и в том спектакле. Народный артист Ефим Байковский - тоже один из них.
"Совершенно новое решение, всё новое. Самое, мне кажется, интересное, что сейчас происходит в работе этого спектакля, - делится впечатлениями Байковский. - Та молодежь, которая пришла в театр, они играют сейчас главные роли. Я, играя своего Федор Ивановича, моё счастье, что я весь спектакль сижу на сцене. Я наслаждаюсь тем, что делают молодые артисты, как они выполняют задумки Миндаугаса".
Не только режиссер Миндаугас Карбаускис и сценограф Сергей Бархин пошагово идут за Толстым. Так же по ремаркам Льва Николаевича скрупулезно шьют костюмы к премьере. На накидку из бархата вручную нашивают шелковые ленты. Всё по той моде. Эскизы рисовали, разглядывая старинные фотографии, кроильные книги и модные журналы XIX века.
"У нас всех такие "попки", у Наташи меньше всех, потому что она служанка, а у всех остальных "турнюрщики" такие серьезные, - говорит художник по костюмам Наталья Войнова. - Тут не хватает кружева, а так костюм почти готов".
Весь спектакль, как и вся комедия, держится на находчивой служанке. Её играет молодая актриса Маяковки Наталья Палагушкина. Она озорная, лишь находясь в пошивочном цехе. От пьесы Толстого, видимо, заразилась суеверием и интервью до премьеры впервые не дает. Очень переживает за то, что же получится из этих "Плодов просвещения".