Третьяковская галерея приглашает оценить ее "графические богатства"
Выставка в Лаврушинском переулке представляет приобретения отдела графики за последние 12 лет – уникальные работы от начала XVII столетия до 1930-х годов. Экспозиции новых поступлений – особый жанр музейной практики. Это и отчет об исследовательской деятельности, и возможность показать произведения из личных коллекций. Рассказывают "Новости культуры".
Сегодня все лавры – меценатам. Их круг в Третьяковке постоянен. Благотворителей здесь даже ласково называют внештатными сотрудниками. И сегодня – впервые в XXI веке – им признаются в любви публично.
В 2000 году Третьяковка стала обладательницей грандиозной коллекции "мирыскуссников". Ее собирали артисты Большого театра Вера Дулова и Александа Батурин. Почти каждый год частные лица, наследники художников и крупные корпорации пополняли фонды музея сокровищами. Самое древнее – заставки из Евангелия 1606 года, самое необычное – панорамная литография Петербурга – прообраз кинохроники.
"Люди бескорыстно дарят нам произведения. Но если будет принят закон, который будет грамотно регулировать взаимоотношения музея и дарителей, меценатов, и налоговые льготы, как во всех развитый странах, наши собрания будут пополняться более активно, мы в этом уверены", – говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Коллекционер Михаил Зеликман около сорока лет сотрудничает с музеем. Еще недавно, говорит он, в собрании "мирыскуссников" здесь были большие лакуны, которые он решил по мере возможности ликвидировать и подарил три листа Бакста.
"Когда мы говорим об оттисках, которые попадают в собрания музеев, это лучше помогает разобраться. Кто-то будет заниматься этой кухней, это серьезный источник информации для занятий исследованиями", – убежден коллекционер.
Приобретение века – 54 графических листа Николая Ге. Еще в конце XIX века сын художника передал их Третьяковке, но позже был вынужден часть коллекции вывезти в Швейцарию, где работы были утеряны и случайно обнаружены на блошином рынке студентом-архитектором, который сначала и не понял, что имеет дело с рисунками великого мастера.
"Музейщики пытались вернуть эти произведения в Россию, но по разным соображениям, в том числе идеологическим, это не складывалось", – рассказывает куратор выставки Нина Маркова.
Приобретаются больше произведений современного искусства, они дешевле. Старое – очень дорого. Поэтому появление в собрании листов Серова и Сурикова, Поленова и Репина – события очень важные.
"В бюджете нашем статьи на приобретение нет. Поэтому мы приобретаем, когда что-то вдруг оказывается свободным. Для этого мы копим на протяжении целого года, и у нас выстраивается очередь, которая иногда длится два года, иногда больше. Иногда вдруг повезет, и мы эту очередь почти аннулируем", – поясняет Лидия Иовлева.
Нынешнее открытие – эскиз плафона для ресторана Казанского вокзала. Огромная двухметровая работа попала к реставраторам свернутой в рулон и сильно поврежденной. Когда ее привели в порядок, обнаружили: Евгений Лансере добавил классическому сюжету "Россия соединяет Европу и Азию" советскую символику. Теперь будут исследовать, почему проект не был реализован, и встраивать в контекст коллекции другие дары.
Новости культуры