Работы современных художников представлены на выставке номинантов Премии Кандинского
Василий Кандинский утверждал, что истинное произведение искусства возникает мистическим образом из художника. Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь. Можно попытаться продолжить мысль, и добавить, что современное произведение искусства все же неотделимо от своего времени и оценка его вне социально-политического контекста равносильна игнорированию его художественных достоинств. 37 очень разных работ современных художников, заряженных оптимизмом и не оставляющих надежды, актуальных и острых, представлены на выставке номинантов Премии Кандинского. Она открылась в здании столичного кинотеатра «Ударник». Рассказывают «Новости культуры».
Кинотеатр «Ударник» принимает последнюю выставку перед закрытием на масштабную реконструкцию. Советские лозунги на стенах, кажется, еще никогда не были такими злободневными: «Ударник» – готов к труду и обороне, готов превратиться в музей современного искусства.
«Кстати, кинопоказ мы собираемся оставить здесь, – рассказывает председатель попечительского совета Шалва Бреус. – Многие музеи – пример Стокгольмского музея, где так любил выступать Бродский, я это говорю все время, где он часто читал свои стихи. В Сокгольмском музее есть кинотеатр, при этом он ориентирован не на блокбастер, конечно, а на арт-хаус, современное искусство».
Пока же в бывшем кинозале разместились сразу несколько претендентов на премию. Общий призовой фонд двух номинаций – «Проект года» и «Молодой художник» – составляет 50 000 евро. Самая представительная номинация – «Проект года»: 20 авторов.
«Мое рассуждение – на тему классического искусства и современного, – поясняет номинант премии Владимир Смоляр. – Понятно, это Кейдж. И в таком неожиданном варианте пианино, струны продолжаются дальше в космос».
Конкуренция в этой группе серьезная: Айдан Салахова, Recycle, один из последних проектов Владислава Мамышева-Монро. Молодые художники – среди них тоже несколько довольно известных имен – не отстают от мэтров – рассуждают на самые разные темы. Обнажают абсурдность нашего мира и испытывают его на прочность, меняют ракурс привычных вещей, во весь голос говорят о человеческих недостатках. Выносят на публику светлые детские воспоминания, а некое «негативное пространство» пытаются заточить в контейнеры и гипсовые капсулы.
«Художники активно обращаются к визуальному, к пластическому языку, они уходят от лобовых политизированных высказываний, они ищут в области экзистенциального», – отмечает член жюри премии Екатерина Бобринская.
Это и есть – тренд выставки-2013, разбросанной по кинозалам, подвалам и коридорам «Ударника». Куратор выставки – итальянец Антонио Джеуза лично дает мастер-класс по ориентированию в сложном выставочном пространстве.
«Это молодой художник Гранильников, – показывает куратор. – Здесь люди сидят, как в кинотеатре, но нет экрана, потому что фокус должен быть на ситуации, на истории, которую нужно слушать».
Следуя указателям, из главного зала документальных свидетельств – через балкон, где кино и не только, можно попасть в пространство памяти и сна. У «Ударника» – колоссальный выставочный потенциал. Доказать это фонд «Артхроника» готов уже через два года – когда после реконструкции откроет двери новый музей современного искусства в знаменитом Доме на Набережной.
Новости культуры