Основы государственной культурной политики – впервые в России
Сегодня в столице состоялось очередное экспертное обсуждение проекта Основ государственной культурной политики. Такого рода документ в истории нашей страны разрабатывается впервые. К нему не просто повышенное – особое внимание. В обсуждении принимает участие всё общество. Задача сформировать единое культурное пространство и обеспечить благоприятные условия для сохранения и развития отечественной культуры. Времени на доработку документа осталось совсем мало. Окончательная редакция должна быть готова к концу сентября. Затем документ представят президенту. Рассказывают «Новости культуры».
Судьбоносный для культуры документ обсуждают с мая. Его текст доступен на сайте «Российской газеты», газеты «Культура» и портале kremlin.ru. Уже внесены полторы тысячи поправок. Но жизнь тоже вносит свои коррективы, причём гораздо быстрее, чем дорабатывается документ.
«Те изменения, которые происходят в сфере образования, скажем, например, возвращение сочинения – это часть государственной культурной политики. И я радуюсь тому, что какие-то вещи уже сейчас входят в жизнь, хотя документ еще не сформирован до конца и не утвержден официально», – говорит советник президента РФ Владимир Толстой.
«Культурная Конституция» или «культурная Библия» – это уже сегодня документ в семь томов, который должен поднять престиж отрасли. Она оказалась обделенной даже в 2007 году, когда приоритетным нацпроектам стала почти вся социальная сфера – здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс и ЖКХ, но не культура. Теперь деятели культуры ждут эффективных законов и финансирования.
«Культура всегда была законопослушной, мы всегда работали и подчинялись законам. Но те законы, которые мы должны получить, они должны быть для нас жизнеспособными, которые позволили бы нам не держаться, не сохраняться, а развиваться», – рассказывает директор Государственного музея Пушкина Евгений Богатырев.
В Госдуме и Совете Федерации, в Общественной палате и творческих союзах – документ проходит через разные фильтры. Везде пытаются найти ответ: как бороться с засильем массовой культуры? Рецепты приобщения к родной культуре иногда предлагают абсурдно-радикальные. Отказаться от всего иностранного, танцевать лишь народные танцы и запретить американское кино. Станислав Говорухин – за здравомыслие.
«Хорошо было бы ограничить присутствие голливудского кино на наших экранах. Но не за счет российского кинематографа, которого у нас просто пока нет, а за счет присутствия на наших экранах фильмов, снятых в странах с прекрасно развитой кинематографией: корейское, японское, иранское, турецкое, и наконец, европейское кино. Мы же делаем всего 60 фильмов в год», – объясняет народный артист РФ, режиссер Станислав Говорухин.
Ирина Антонова призывает обратить внимание на фразу о том, что «культуру России надо понимать как неотъемлемую часть культуры мировой».
«В этом документе, кроме этой фразы, практически больше ничего нет о наших взаимоотношениях. А вместе с тем, это важнейшая проблема. Мы такие же наследники Шекспира, Гете, Бальзака, Томаса Манна и прочих», – поясняет президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
Обсуждения «Основ государственной культурной политики» продолжатся завтра на парламентских слушаниях и завершатся к концу сентября. Доработанный проект будет готов уже в ноябре.
Новости культуры