Валерий Гроховский: "От Баха до Beatles"
"От Баха до Beatles" – так назвал Валерий Гроховский свой концерт в Международном Доме музыки. Это название, как короткая формула творчества знаменитого пианиста и композитора. Он органично сочетает в своих выступлениях классику и джаз, шедевры фортепианной музыки и современные музыкальные направления. Программы Валерия Гроховского "Моцарт в джазе" и "Бах в джазе" имели большой успех. И вот – новый проект музыкантов, в котором немало сюрпризов для публики. Рассказывают "Новости культуры".
Казалось бы, музыкальный сезон только открылся, а в Москве уже холодно, как глубокой осенью. Публика в шарфах и даже меховых накидках. В такой обстановке играть трагические сочинения неправильно, считают организаторы этого вечера. Исполнять пообещали только теплокровный джаз, который греет сердце. Акцент – на мелодии первой половины века.
"На сегодняшний день мелодизм популярной музыки, мне кажется, утрачен. Все-таки больше это танцевальность, менее профессиональное искусство, современное. Хотя, наверное, все это войдет обратно в норму, и опять появятся мелодисты, и все встанет в свое русло. Все это регулируется природой и восприятием людей", – отмечает Валерий Гроховский.
Микаэла Штайнхауэр, или просто Миша, певица из Германии, в предпочтениях русской публики – настоящий эксперт. 14 лет живет в Москве. Правда, поет в основном в США и Европе – там открывается пространство для новаторства, которое она так любит. Считает, в России очень консервативная публика. Даже джазовая. Так что один из главных творческих вопросов – репертуарный. В Москве старается исполнять только проверенные вещи.
"Wrong Midnight, но в моей аранжировке. И если вы слушаете его, начало – это чистые квинты, именно они мне напоминают немецкие наши деревни и эти церквенные колокола большие, которые дают каждый час. Там минимализм", – поясняет Миша Штайнхауэр.
Знаменитый джазмен Анатолий Кролл в этот вечер не только руководитель оркестра. Свой фортепианный дуэт с Валерием Гроховским называет интимным. Музыкантов связывает давняя дружба и особое сценическое взаимопонимание.
"Это невозможно проинструктировать, как это надо делать. Если есть чувство, будет дуэт. Если этого чувства сопричастности нет, то дуэта никогда не будет. Потому что музыка импровизационная. Садясь за рояль, мы не знаем, что каждый из нас сыграет. И вот это таинство, оно и происходит в процессе нашего музицирования", – заверяет Анатолий Кролл.
Заголовок концерта – "От Баха до Beatles". Правда, на самом деле вечер начался с композиции британской четверки, а классики звучали во второй половине. Такая обратная логика для самих музыкантов была экспериментом. Бесспорно, удачным. Один из выводов этого опыта: в демократичном пространстве джаза стилистическая иерархия – всего лишь условность.
Новости культуры