13 ноября 2014, 18:31 13 ноября 2014, 19:31 13 ноября 2014, 20:31 13 ноября 2014, 21:31 13 ноября 2014, 22:31 13 ноября 2014, 23:31 14 ноября 2014, 00:31 14 ноября 2014, 01:31 14 ноября 2014, 02:31 14 ноября 2014, 03:31 14 ноября 2014, 04:31

Выставка ростовской финифти открылась в Москве

  • Выставка ростовской финифти открылась в Москве
  • Картинка
    Выставка ростовской финифти открылась в Москве
  • Выставка ростовской финифти открылась в Москве
Медная пластина, покрытая эмалью и расписанная масляными красками. "Огненное письмо" из фондов Ростовского Кремля представлено на выставке "Финифть – от иконы до украшения".

«Ростовская финифть – от иконы до украшения» – такое название получила передвижная экспозиция, которую уже увидели в нескольких российских городах. Теперь она открылась в столице – в музейном центре «Рабочий и колхозница». До этого выставочного турне экспонаты никогда не покидали стен Ростовского Кремля. Финифть – русское название эмали. Лучшими эмальерами в мире признаны мастера из Лиможа. Считается, что соперничать с ними могут только ростовчане.

Живописная эмаль, появившаяся во Франции в XVII веке, в Россию пришла на столетие позже. Одним из центров этого художественного промысла стал Ростов Великий. Тонкая медная пластина, покрытая эмалью и расписанная масляными красками. В народе финифть называли «огненным письмом» – в процессе изготовления каждый слой обжигался в печи.

«Каждый оттенок расписывается при своей температуре , росписи на пластинку наносятся отдельно, вот в этом секрет Ростовской финифти, – рассказывает куратор выставки Ирина Зубец. – Не совсем понятно, почему финифть, потому что во всех других европейских языках, вместо термина “финифть” используется слово “эмаль”».

В экспозиции Ростовского кремля – образцы финифти, которые отличаются и по цвету, и по рисунку – в зависимости от возраста произведения. Живопись по эмали в XVIII веке не являлась самостоятельным видом искусства, чаще всего служила украшением церковных атрибутов.

«Вот мы видим дробницы – это вставки, которые украшали потир – сосуд для причастия, – показывает заместитель директор ГМЗ «Ростовский кремль» Владимир Зякин. – Мастера в большинстве неизвестны, так же как и в искусстве иконописи».

От религиозной тематики до народных сюжетов. За три столетия народный промысел пережил и расцвет, и забвение. Вторая половина ХХ века ознаменована приходом мастеров, создавших новое лицо ростовской финифти. К декоративному направлению добавилось и функциональное. Изготовление ювелирных украшений из ростовской финифти – сегодня бренд, над популяризацией которого работают современные художники.

Создавая картины не на холсте, а на эмали, художник Александр Алексеев экспериментирует и с красками, и с техниками. Например, пейзажи, пишет на природе. Там же производит обжиг своих работ.

Валерий Сухов финифтью занимается с 1978 года. Несмотря на всю сложность многоэтапной работы, художник уверен: хороших мастеров в Ростове достаточно.

«Больше нет нигде такого промысла и нет такой коллекции, как в музее, вот именно живописной эмали нет», – говорит Валерий Сухов.

Народный художественный промысел – ростовская финифть – сегодня это своеобразная «классика жанра». Соединившая в себе все лучшее из старинных традиций и современных технологий.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация