В Музее современного искусства открылась выставка Игоря Вулоха
«Нонконформист 60-х», «живописец света и воздуха» - все эти определения касаются творчества Игоря Вулоха. Его работы хранятся в Третьяковке и Русском музее, украшают многие зарубежные собрания. Художник ушел из жизни в 2012-м. Памяти мастера посвящена выставка в Московском музее современного искусства. Ее реализация стала возможной при поддержке банка ВТБ. В экспозиции собрано 200 произведений Игоря Вулоха разных периодов жизни. Рассказывают «Новости культуры».
Себя он считал исследователем окружающего мира. Игорь Вулох очень не любил ярлыков, отбивался от титула «классика абстракции», не ограничивался рамками одного художественного направления – всегда был в поиске. Его студенческими пейзажами восхищались народные художники, но он вдруг решил пойти совсем другим - своим - путем, не оглядываясь на коллег и не вливаясь ни в одно из сообществ. Вулох часто менял свою манеру, но иногда возвращался к темам, которые, как считал, еще не до конца раскрыл.
«Один из таких периодов – это так называемый “белый период”, когда он минимизировал цветовое решение и свел его к очень небольшому числу цветовых плоскостей или пятен, решенных в светлой гамме, причем это было и в 1960-х, и в 70-х, и в 80-х годах», – рассказывает куратор выставки искусствовед Андрей Толстой.
Все «возвращения» Вулоха к той или иной теме можно проследить на выставке. Выстроена она хронологически: от ранних фигуративных работ до последних, созданных мастером. Вулох любил поэзию – на выставке его рисунки к стихам Тумаса Транстрёмера и Геннадия Айги, с последним художник дружил и много работал.
«Одно из его важных высказываний – это то, что он говорит, что искусство не должно рождаться в результате таких сложных процессов, когда видна кухня, – говорит Андрей Толстой. – Произведение должно рождаться спонатнно, как свободный дух поэзии, именно поэтому такое родство между Вулохом и поэтами, и поэтому оно такое вневременное».
Его называют художником-созерцателем, создававшим тонкие, геометрически выстроенные, медитативные миры. Первоисточник, корень его работ – цвет. Для Вулоха – это свободная, универсальная материя, способная принимать любые формы, узоры – сродни тем, что хаотично создает вселенная, сама жизнь, которую и исследовал художник.
Новости культуры