Новости культуры Для чего Сергей Женовач лишил героя пьесы Чехова "Иванов" слова?
"Чехов. Иванов. Слова, слова, слова" – Студия театрального искусства готовит премьеру. Пьеса Чехова известна в пяти авторских редакциях, а ее режиссерских трактовок, пожалуй, в пять раз больше. Судя по названию спектакля, Сергей Женовач следует традиции, которая давно закрепилась в отечественном литературоведении – сравнивать героя с "русским Гамлетом". Но... не всё так просто. Яна Музыка была на прогоне спектакля.
В этом театре с публикой часто говорят через пространство. Постоянные зрители привыкли, что у спектакля всегда есть некий пролог. На этот раз на фоне черного занавеса горит скорбная свеча. Послание о том, что история трагическая. В Студии театрального искусства сложился свой круг авторов. На этой сцене Сергей Женовач уже в пятый раз обращается к Чехову. Название предыдущего спектакля по тексту Антона Павловича "Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!". Нынешняя премьера "Чехов. Иванов. Слова, слова, слова". Диптих, Метатекст.
Занавес открывают две крысы – отсылка к спектаклю "Лабардан-с" по гоголевскому "Ревизору", которого в этой постановке процитируют. Режиссер Сергей Женовач объясняет: три месяца, пока идут репетиции, между создателями спектакля и автором возникает что-то вроде взаимозависимости.
"Если ты это чувствуешь, понимаешь, он ведет тебя за собой. Главное, его услышать и найти сценическую реальность. Это очень важно. Литература – это литература. А театр – это театр. Поэтому если не изобретается ход, то не надо это и делать", – поделился режиссер, художественный руководитель театра "Студия театрального искусства" Сергей Женовач.
У этой постановки очень жесткое концептуальное решение. Тем, кто хочет услышать самого Иванова, ждать придется полтора часа. Всё это время актер Алексей Вертков не произносит ни слова – только лежит, ворочаясь с боку на бок. А его диван – по сути гроб.
"У Антона Павловича в пьесе он отвечает каждому. Но мы с Александром Давидовичем решили, что интереснее и мощнее будет, если он будет молчать, а в конце скажет, ответит и себе и всем", – добавил Сергей Женовач.
В СТИ часто говорят, что спектакль рождается только при появлении зрителя. Дыхание зала расставляет многие акценты. Артисты уточняют: сами не ожидали, что так часто будут слышать смех.
"Я в восторге от этого, потому что самое главное – это уметь достигнуть смешного в трагическом. Вы прекрасно знаете, что комик трагедию сыграет всегда. А трагик комедию – никогда. Высшая степень театрального искусства – это клоунада", – сказал актер Юрий Горин.
Создатели спектакля говорят так: к своим авторам важно возвращаться снова и снова. Только так возможно дойти до сути.
"Мне кажется, это спектакль обо всём, но прежде всего об умирании надежды, о том, что нельзя предавать себя. Никогда", – добавила актриса Татьяна Волкова.
Телекамерам разрешили снимать только самое начало спектакля. У Иванова, конечно, будет его монолог, который начинается так: "Слова, слова, слова". Но услышат его только театральные зрители.