Новости культуры В Москве состоялась премьера фильма "Наум. Предчувствия"
Прогулки с Клейманом. В Москве состоялась премьера фильма "Наум. Предчувствия", который посвящен одному из самых известных историков кино. Режиссер Андрей Натоцинский снял картину, в которой портрет человека становится формой размышления о мире и времени. Станислав Анисимов продолжит.
В день московской премьеры картины "Наум.Предчувствия" главный герой фильма – историк кино Наум Клейман – от комментариев отказывается. Фильм-портрет, выполненный не совсем по канонам жанра, приглашает к размышлению. И речь в нем, конечно, не только о кино.
"Нельзя сказать, что что-то было сложно или легко. Я надеюсь, это было естественным продолжением нашего общения. Мне хотелось бы, чтобы это было так", – поделился режиссер Андрей Натоцинский.
Действительно, фильм получился очень личным. Отсутствие дистанции, которая подразумевает некое объективное изучение главного героя, здесь – основа стиля. И для режиссерского опыта Андрея Натоцинского – это безусловно важный этап. Спонтанный монтаж идет не от логики, а от сути эпизода.
Андрей Натоцинский: "Мы не говорим о чем-то объективном. Это всегда произрастает в человеке, который смотрит. Я надеюсь, что в зрителе это тоже рождает количество смыслов, перекличек и коннотаций, которые возникают в связи с изображением, музыкой, монтажом и Наум Ихильевичем".
Фильм насыщен крупными планами главного героя. Камера деликатно исследует лицо, мельчайшие, порой стремительные изменения – эмоции. Эта микродраматургия, пожалуй, одна их главных находок ленты. Все реже в кино мы становимся свидетелем размышлений, внутреннего монолога героя. Работа Андрея Натоцинского – то самое исключение.
Андрей Натоцинский: "Мои отношения с этим – это очень личная вещь, некое свидетельство роста, моего отношения с кинематографической материей".
Звуковой ландшафт фильма – результат сложной технической работы. Исходники зачастую были сняты живой камерой: на качество звучания влияли окружающие шумы. Но результат превзошел ожидания. Не в последнюю очередь из-за грамотной работы с музыкой, которая зачастую не просто обогащает изображение, а позволяет зрителю его переосмыслить.
"Мы видим довольно мрачноватую картинку, но финал светлый. И важно было звуком это как-то скомпенсировать, потому что когда мы видим картинку, мы хотим и звук соответствующий сделать. Нам был очень важен этот переход, мы очень долго с Андреем над этим бились.", – отметил звукорежиссер Константин Червяков.
Связь времен и поколений – главное как для Наума Клеймана, так и для Сергея Эйзенштейна, творчество и наследие которого он исследует не одно десятилетие. Фильм Андрея Натоцинского устанавливает связь между зрителем и героем – ту самую, которую может позволить себе именно кино, в котором можно запечатлеть как рождение мысли, так и ее развитие, пронесенное через годы жизни с неизменной дружелюбной улыбкой, освещающей темноту кинозала.