16 сентября 2016, 09:32 16 сентября 2016, 10:32 16 сентября 2016, 11:32 16 сентября 2016, 12:32 16 сентября 2016, 13:32 16 сентября 2016, 14:32 16 сентября 2016, 15:32 16 сентября 2016, 16:32 16 сентября 2016, 17:32 16 сентября 2016, 18:32 16 сентября 2016, 19:32

"Квартирному вопросу" посвящена новая выставка в Третьяковской галерее

Жилище – слепок человеческой души, его внутреннего мира, уверены в Третьяковской галерее, а потому во второй раз фокусируются на теме интерьеров. Замечено, что художники обращаются к ней в тяжёлые, кризисные для общества моменты.

«Москвичей испортил квартирный вопрос», – это Булгаков писал ещё в первой половине ХХ века, но проблема со временем остроты не потеряла. Именно «квартирному вопросу» посвящена новая выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу. На этих картинах практически нет людей, но очень хорошо читаются их истории, ведь интерьеры порой способны гораздо больше рассказать о внутреннем и внешнем мирах, в которых живёт человек.

Жилище – слепок человеческой души, его внутреннего мира, уверены в Третьяковской галерее, а потому во второй раз фокусируются на теме интерьеров. Замечено, что художники обращаются к ней в тяжёлые, кризисные для общества моменты – когда человеку хочется спрятаться, скрыться. В ХХ веке таких этапов было много… Открывают выставку работы Георгия Верейского, созданные в 20-е годы, на которых без труда читаются мрачные, тревожные настроения, атмосфера страха и темноты, царящие в пока еще просторных домах интеллигенции. В 30-е темнота сменяется прозрачностью. Частного пространства больше нет. Художники того времени, в их числе Александр Дейнека, в своих работах «воспевали» идею открытости, коллективизации.

«Они печатались в журналах, это была пропаганда нового отношения к жилью, которое теперь становилось общественным. Это такой колхоз. Частная жизнь перестала быть частной», - пояснила куратор выставки Ирина Лейтес. 

В годы войны художники в своих работах уже совсем по-другому раскрывают тему. Изображения внутренних пространств становятся теплее, что, в общем, понятно. Многие работы пронизаны тоской по домашнему уюту, ностальгией по родным местам, простым вещам, мирному быту. Настроения меняются в 50-е – здесь больше радости. В годы «оттепели» - интерьерный бум, новая мода. Интерьеры отражают человеческие надежды. В 70-е художники снова концентрируются на образе пространства, в котором прячутся, спасаются. Как тут не вспомнить Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».

«Интересно, что только в 80-х, когда идет активное расселение коммунальных квартир, заканчивается этот период и возникает ностальгия по коммуналкам», - отмечает заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Карпова.

Камерная, тонкая, интеллектуальная, драматичная выставка – как портрет разных эпох, целой страны и её жителей. В Третьяковской галерее не исключают того, что вновь обратятся к этой теме. Ведь конец ХХ – начало XXI веков – точка пересечения полярных миров, где сосуществуют и деревенские домики, и сталинки с хрущёвками, и коммуналки, и роскошные пентхаусы. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация