Выставка работ Эдуарда Штейнберга представлена в Музее современного искусства
Картон, гуашь, карандаш – три слова, которые могут служить паролем для опознавания. Тот, кто интересуется современным искусством, сразу скажет – это про Эдуарда Штейнберга, про его композиции. Его жизнь полна противоречий. Он не получил профессионального образования, зато его работы вывозились контрабандой в дипломатическом багаже. Он был сердечно привязан к Тарусе, но долгие годы жил и работал в Париже. Ему 20 лет отказывали в членстве в Союзе художников, а когда прижало, в кратчайшие сроки приняли.
О его живописи говорят, что она близка «катакомбным росписям первохристианских общин». Он говорил, что творца должна питать история его страны со всеми её проблемами. И он их впитывал и надеялся, и говорил: «Если в колодце живёт вода, значит, возможно воскресение». «Если в колодце живёт вода» - название выставки работ Эдуарда Штейнберга в Московском музее современного искусства, к 80-летию со дня его рождения. Репортаж Станислава Дорэ.
Глядя на серию реалистических пейзажей, трудно осознать, что их автор – Эдуард Штейнберг. Они созданы в 1966 году в его родной Тарусе, где прошло детство, формировалось мировоззрение, там мастер обрёл и своё последнее пристанище. Одна из ключевых для Штейнберга тем – смерти – возникла тоже в Тарусе. Например, рисунки 1963 года: смерть и похороны вдовы священника, замученного в двадцатые годы. С годами реализм уходит. Но символы смерти – крест, серп, череп, кочуют из одной работы Штейнберга в другую.
Всю символику Штейнберга стоит трактовать с двух точек зрения. Например, рыба – это и пристрастие художника к рыбалке, и, конечно, символ христианства. Птица, чаще голубь – это и детское увлечение, и символ страдания. Штейнберг – философ, который занятие искусством называл спасением от смерти, а истину искал без надежды её обнаружить.
Эдуард Штейнберг сравнивал себя с героем философского эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе». Он утверждал, что точно также поднимал на гору камень, который потом падал вниз, и ему приходилось снова его поднимать и тащить наверх. Кстати, камень, как символ и образ, в работах Штейнберга возникал регулярно.
Большая часть работ на выставке – из коллекции семьи Штейнбергов и никогда прежде не выставлялась.
«Он был абсолютно предан работе. Он не умел раздваиваться и всегда говорил, что работаю только для себя, и если двум-трём людям понравится, то для него это был праздник», - вспоминает вдова Э. Штейнберга Галина Маневич .
Влияние на Штейнберга оказали многие художники, но самый длительный диалог у него сложился с Казимиром Малевичем.
Ни одной знаменитой работы Эдуарда Штейнберга – только открытия. Ни одного произведения, написанного маслом – только рисунок, акварель и еще гуашь, на которой Штейнберг вновь сосредоточился в последние годы жизни. В экспозиции – не только самые ранние работы мастера, но и последние, созданные в 2011 году. Представлен цикл «Завещание», а рядом с ним – белый холст с намеченными линиями – работа, которую Штейнберг только успел начать.