Концертный зал имени Пьера Булеза: в Берлине появился новый центр культурной жизни
«Взорвать все оперные театры», – так композитор и дирижер, лидер французского музыкального авангарда Пьер Булез предлагал бороться с рутиной в культуре. Вышло иначе – именем Булеза назвали новый концертный зал в Берлине, предназначенный для Академии, где вместе учатся израильские и арабские музыканты. Эта площадка станет местом диалога и сотворчества. Подробности – в специальном репортаже из Германии Александра Коростелёва.
Если обычно работы архитектора Фрэнка Гери можно найти в списке главных достопримечательностей крупнейших городов мира, то его последний проект - Концертный зал имени Пьера Булеза выбивается из ряда. Толпы туристов вряд ли будут устраивать осаду здания, как это сейчас делают журналисты в ожидании гостей, приглашённых на церемонию открытия. Новая жемчужина берлинской культурной жизни скрыта от глаз обывателя за невзрачным фасадом.
Стиль деконструктивизма, в котором выполнены такие знаменитые проектов Гери, как танцующий дом в Праге, Центр здоровья мозга Лу Рово в Лас-Вегасе и Музей Гуггенхайма в Бильбао, проявляется только в самом концертном зале.
Слушателей от музыкантов отделяют считанные метры, что создаёт атмосферу камерности и теплоты. Дальние ряды зала спроектированы таким образом, что их сложно назвать галёркой: они будто бы парят над оркестром на столь небольшом расстоянии, что прокатчикам биноклей не позавидуешь. Всего зал рассчитан на 680 слушателей, среди которых дирижёр Даниель Баренбойм будет рад видеть зрителей телеканала «Культура»: «Я не так часто включаю ваш канал, но моя тёща только его и смотрит. Когда она приезжает к нам в гости, она просит найти „Культуру“, тогда мы устраиваем совместный просмотр. Я должен вам признаться, что нигде в мире больше нет такого хорошего канала, посвящённого искусству».
Маэстро с Россией связывают не только тёплые чувства к телеканалу «Культура», но и его происхождение: его первыми учителями музыки были мать и отец - выходцы из России, Аида Шустер и Энрике Баренбойм, оба пианисты. Дирижёр Даниель Баренбойм сделал головокружительную карьеру: в прошлом он возглавлял оркестр Парижа, Чикагский симфонический оркестр и оркестр миланского театра «Ла Скала». Баренбойм также известен своей активной миротворческой деятельностью на ближневосточном направлении. В новом концертном зале будут выступать не только приглашённые артисты с мировым именем, но и студенты академии Баренбойма-Саида. Среди учащихся - представители тех народов, которые привыкли смотреть друг на друга не поверх пюпитров, а поверх стен с колючей проволокой, держа в руках не инструменты, а оружие.
«Студенты в основном из Израиля, Палестины, Сирии, Египта и других стран. Музыка не объединяет людей, но помогает понять жизнь. Смотрите, у нас сейчас приятный разговор: вы говорите - я слушаю, я говорю - вы слушаете. Исполняя музыкальную композицию, мы бы это делали одновременно. Музыка учит умению слышать другого», - объясняет Даниель Баренбойм.
Произведения Булеза в стиле авангард и деконструктивизм Гери, в основе которых лежит отрицание общепринятых норм и рутины, удачно дополняют друг друга, создавая в зале непередаваемую атмосферу гармонии.
Читайте также:
В Берлине открывается новая концертная площадка – зал имени Пьера Булеза