В ГМИИ имени Пушкина начал работу выставочный проект об искусстве послевоенной Европы
«После Освенцима нельзя писать стихов» – знаменитую фразу немецкого философа Теодора Адорно по-своему опровергает выставка, которая открывается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Экспозиция «Искусство Европы 1945 – 1968 годов. Лицом к будущему» – грандиозный и по замыслу, и по воплощению проект, в работе над которым также приняли участие брюссельский Центр изящных искусств и Центр искусств и медиатехнологий германского города Карлсруэ. От конца Второй мировой до начала Пражской весны – время восстановления после страшной катастрофы, призывов к гуманизму и социальных потрясений, новых реалий и утопий, разочарований и надежд. Подробности – в репортаже Анны Галинской.
Четыре года подготовки, пятьдесят европейских собраний из восемнадцати стран Западной и Восточной Европы, двести работ. Чтобы разместить их, на две недели закрыли весь второй этаж Пушкинского музея. В Москву шедевры приехали из Карлсруэ, где эта же экспозиция была дополнена еще сотнями мультимедийных работ. Главный куратор проекта, художник и теоретик современного искусства Петер Вайбель прилетел следом за собранием, накануне открытия выставки. Еще свежи эмоции – насыщенностью экспозиции потрясен.
Петер Вайбель обращает внимание на две картины: «Эти работы очень важны. Обе датированы 1963 годом, только написаны в разных странах. Но посмотрите, вот "Завернутые предметы" Краснопевцева, а это – "Упаковка" Христо. Тот же предмет, только настоящий».
И Петер Вайбель, и все, кто работал над выставкой, уверены, что это не случайность. Разными способами в совершенно разных местах авторы говорили об одном и чувствовали похоже: верный признак художественного единства Европы. «Сталинград» немецкого художника Ханса Рихтера, а рядом – «Падающий воин» англичанина Генри Мура. «Флаг мира» Брацо Дмитриевича, а рядом – «Черный флаг» Марселя Бродхарса.
«Выставка выглядит абсолютно традиционно в рамках тех великих выставок, начатых с "Москвы – Парижа", которые говорят об очень существенных социокультурных явлениях на протяжении всего этого времени, – отмечает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. – Такие проекты бывают редко, потому что их сделать трудно. Они требуют огромных усилий разного рода. И наступают всегда в тот момент истории, когда они особенно необходимы. И сейчас как раз такой момент».
Выставка называется «Лицом к будущему» – это послание из прошлого нам, нынешним. Возвращение к истории, переосмысление ошибок – вот главная задача проекта. Самыми разными средствами. Пабло Пикассо изображает «Резню в Корее», Александр Дейнека «мирно строит» завтрашний день. Несколько разделов выставки посвящены холодной войне и её давлению на художников. Но основное внимание – работам тех, кто выступал за «обнуление искусства». Это арт в чистом виде – холст, белый цвет, движение, свет.
Франсуа Морелле – один из первых, кто из зрителя сделал соучастника, участника действия. Например, можно влиять на световой объект, нажимая на педаль. Быстро или медленно, долго или коротко – неоновый свет зависит от силы нажатия.
Там, где свет – будущее. Для поколения 60-х, ознаменованного рекламой, комфортом, изобилием, это «новые реализмы», когда не надо писать натюрморт – его можно сделать. Двадцать три года развития искусства – время страха и надежд. И два главных экспоната на выставке – «Разрушенный город» Осипа Цадкина и «Синий глобус» Ива Кляйна – выразительные символы эпохи.
Читайте также:
Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 - 1968" откроется в ГМИИ им. Пушкина
На "Худсовете". Экхарт Гиллен. Выставка "...Искусство Европы 1945 - 1968"