27 января 2016, 11:59 27 января 2016, 12:59 27 января 2016, 13:59 27 января 2016, 14:59 27 января 2016, 15:59 27 января 2016, 16:59 27 января 2016, 17:59 27 января 2016, 18:59 27 января 2016, 19:59 27 января 2016, 20:59 27 января 2016, 21:59

"Большой балет" – большая премьера! (На досуге, Эстония)

  • "Большой балет". Второй сезон. Пресс-конференция. Сяо Сухуа, Брижит Лефевр, Андрейс Жагарс и Илзе Лиепа
    "Большой балет". Второй сезон. Пресс-конференция. Сяо Сухуа, Брижит Лефевр, Андрейс Жагарс и Илзе Лиепа
    Вадим Шульц
Чтобы увидеть балет – высокое искусство – не нужно отправляться в театр, нужно лишь в определенное время включить нужный телеканал... На телеканале «Россия – Культура» – премьера! С 16 января вышел второй сезон уникального проекта "Большой балет", который представляет собой единственный в истории российского телевидения конкурс ведущих солистов крупнейших музыкальных театров России.

Чтобы увидеть балет – высокое искусство – не нужно отправляться в театр, нужно лишь в определенное время включить нужный телеканал... На телеканале «Россия – Культура» – премьера! С 16 января вышел второй сезон уникального проекта «Большой балет», который представляет собой единственный в истории российского телевидения конкурс ведущих солистов крупнейших музыкальных театров Российской Федерации. Первый сезон «Большого балета», вышедший в эфир в 2012 году, стал одним из главных телевизионных событий того года. А в 2013 авторы этого телепроекта удостоились премии Правительства России в области культуры.

На вопрос «Почему между первым и вторым сезоном «Большого балета» прошло три года?» директор дирекции Главного исполнительного продюсера телеканала «Россия – Культура» и идейный вдохновитель проекта Любовь Платонова заметила, что при создании таких программ торопиться не нужно.

- Мы действительно готовы ждать годами, потому что производить такие передачи как на конвейере нельзя. С прошлого сезона нашего проекта подросло поколение молодых и достойных артистов балета, которые теперь смогли принять участие в съемках.

В новом сезоне «Большого балета» участие примут 14 танцовщиков – семь пар из шести театров. Дарья Хохлова и Игорь Цвирко из Большого театра, Надежда Батоева и Эрнест Латыпов, Рената Шакирова и Кимин Ким (Корея) из Мариинского театра, Анастасия Соболева и Виктор Лебедев (Михайловский театр), Екатерина Булгутова и Юрий Кудрявцев (Красноярский государственный театр оперы и балета), Инна Билаш и Никита Четвериков (Пермский академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского), Мидори Тэрада и Коя Окава – уроженцы Японии (Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля).

Формируют репертуар конкурсантов и готовят их к выступлениям (репетиции и съемки проходили на «Мосфильме») художественные руководители балетных трупп знаменитых театров: Сергей Филин (Большой театр), Юрий Фатеев (Мариинский театр), Михаил Мессерер (Михайловский театр), Владимир Яковлев (Татарский академический государственный театр оперы и балета), Алексей Мирошниченко (Пермский академический театр оперы и балета), Сергей Бобров (Красноярский государственный театр оперы и балета).

Значительная часть телепроекта будет посвящена современной хореографии. Поэтому мастера помогали будущим участникам задолго до того, как те оказались на московской съемочной площадке.

- У некоторых театров, чьи танцоры участвуют в этом проекте, были неравные условия, потому что в репертуаре каких-то трупп просто нет современных постановок, – замечает Анна Абалихина, куратор «Большого балета», танцовщица и хореограф, обладатель престижной премии «Золотая маска». Поэтому в некоторые театры заранее был выслан десант хореографов.

Создатели проекта рассказали, что пар-участниц должно было быть восемь. Приглашали и танцоров из Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Но, по досадному стечению обстоятельств, оба танцора получили травмы.

- Прежде чем начались съемки, мы раз сто предостерегли наших участников: «Берегите себя!», - говорит Любовь Платонова.

- Соглашаясь участвовать в этом проекте, первое, что я спросила у Любови Игоревны: «Хороший ли будет пол на съемочной площадке?». «Успокойтесь! Мы сделали профессиональный балетный пол», – заверила она меня, – подключается к разговору знаменитая балерина Илзе Лиепа, народная артистка России, лауреат премии «Золотая маска» и Государственной премии Российской Федерации.

Именно Илзе Лиепа стала ведущей «Большого балета». А пару ей составил Андрейс Жагарс, актер и театральный режиссер, который 17 лет возглавлял Латвийскую Национальную оперу, Командор ордена Почетного легиона, Офицер ордена Оранских-Нассау.

Илзе Лиепа: "Для меня большая честь участвовать в этом проекте, который создан выдающимися профессионалами и, как я уже убедилась, с большой любовью. Ведь он наполнен тем миром, в котором живем я и моя семья. Многих из танцовщиков-участников я знаю лично и желаю им удачи. Интрига проекта в том, что пару-победителя жюри выберет не из начинающих артистов, а из уже состоявшихся – тех, которым рукоплескали разные страны мира. Все участники – молоды, но и балет – искусство молодых, в нем звездами становятся в юном возрасте. Однако попасть в этот проект – огромная удача для этих ребят. Он привлек фантастические силы: и модных молодых хореографов, и мэтров. Поработав и пообщавшись с ними, пары обогатят свою творческую биографию, еще больше раскроют грани своего таланта. Лично я в их возрасте мечтала бы поучаствовать в таком проекте, но артисты моего поколения были такой возможности лишены. Более того, многие из артистов балета прожили свою творческую жизнь, так и не соприкоснувшись с современной хореографией, так и не получив возможности, чтобы «на них было поставлено что-то». Это, я считаю, профессиональной трагедией. Потому что весь смысл профессии балетного артиста – быть за творцом-хореографом и вместе с ним создавать новый спектакль. Когда ты этого лишен, ты можешь и не родиться в профессии. А самое интересное в жизни танцовщика – учить новый танцевальный язык. Это очень сложно, но в этом также скрыт смысл нашей профессии, начало которой – школа классического балета, она дает возможность достичь уровня, когда тело становится податливым материалом. И очень интересно входить в пространство еще незнакомого тебе хореографа – иногда в его мире комфортно, а иногда он становится сопротивлением, но творческим сопротивлением. Мой отец говорил, что танцевать Якобсона – мука, а Раневская сказала о балете, что это – каторга в цветах... Но это безумно интересно!.. И нам, ведущим, очень хочется сделать так, чтобы энергетику настоящего балета почувствовали телезрители. Правда, этому искусству нелегко существовать в условиях телевидения, где все живет по своим законам: операторы должны выбрать нужный план, требуется правильно выстроенный свет, ведущим необходимо находиться в определенной точке... И есть еще масса нюансов, которая должна быть соблюдена. Пока все выстраивается для съемки, артист ждет своего выхода, и в этом ожидании он должен не перегреться и не остыть физически, сохранить состояние, настроение... Но наши участники – молоды, а молодежь должна преодолевать трудности."

Пару-победителя, которую наградят ювелирным изделием (его специально изготовит «Галерея Михайлов»), определит профессиональное жюри, в его составе будут работать звезды мирового балета.

Брижит Лефевр – французская артистка балета, которая почти 20 лет являлась директором балета Парижской Национальной оперы. Мадам Лефевр – хореограф и педагог, трижды Командор: Национального ордена «За заслуги», ордена Почетного легиона и ордена «За заслуги в области искусств и литературы».

- Подобных телепроектов во Франции не существует,– сказала она нам. – И я счастлива находиться в жюри этого конкурса. Лично я не знакома ни с кем из участников, мне будет очень интересно наблюдать за ними.

Брижит Лефевр сказала и о своей давней и большой любви к русскому балету.

- В молодости, когда я смотрела выступление Майи Плисецкой, плакала. Она стала первой русской балериной, которую я увидела воочию.

А знаменитый балетмейстер, профессор Пекинской академии танца, лауреат международных конкурсов, автор книг и многочисленных публикаций и лекций о балете Сухуа Сяо, воспитавший целую плеяду танцоров и хореографов, пообещал судить мягко.

- Молодежь очень нуждается в позитивной энергии, – сказал он. А также заметил, что именно русская балетная школа дала миру великих танцоров XX века.

Господин Сяо знает, о чем говорит, ведь он и учился в Советском Союзе, и многократно сотрудничал с ведущими российскими мастерами балетного искусства.

Также в составе жюри «Большого балета» будут работать Владимир Васильев – народный артист СССР и РФ, легендарный, всемирно известный танцовщик, открывший новую эру в истории мужского классического танца 20-го века, хореограф, режиссер, актер, педагог (профессор ГИТИСа, почетный профессор МГУ), художник, обладатель высших государственных наград Советского Союза и России, а также многих других стран, в числе которых – премия имени В. Нежинского «Лучший танцовщик мира»; Фарух Рузиматов – знаменитый артист балета, хореограф, народный артист России; Светлана Захарова – прима-балерина Большого театра, этуаль балетной труппы миланского театра Ла Скала, народная артистка России и одна из самых знаменитых и востребованных балерин мира; Наталья Осипова – прима-балерина Лондонского Королевского балета; Евгения Образцова – прима-балерина Большого театра, муза французского хореографа Пьера Лакотта. А также наш земляк – художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы «Эстония» Тоомас Эдур.

Создатели «Большого балета» гордятся мощной и высокопрофессиональной судейской коллегией. Только показаться таким великим людям для молодых артистов – настоящее профессиональное счастье.

Мэтры специально выкроили время в своем плотном рабочем графике ради съемок в этом телепроекте, ради того, чтобы сидящая у экранов телевизоров публика по-иному посмотрела на балет, наконец, ради красоты, мастерства и молодости участников «Большого балета».

- Во время съемок первого сезона нашего телепроекта для нас была крайне важна поддержка великих танцоров, хореографов, которые составляют славу русского балета, – говорит руководитель проекта «Большой балет» Марина Денисевич. – Мы успели встретиться и с Майей Михайловной Плисецкой, хотели, чтобы она тоже приняла участие в работе жюри. Но она осторожно отнеслась к этому, сказала, что своей оценкой боится ранить кого-то из участников. Вот это бережное отношение к молодым артистам балета мы всеми силами и будем сохранять в новом сезоне.

А Любовь Платонова добавила: Мы знаем, что Майя Михайловна смотрела первый сезон «Большого балета», ей было интересно наблюдать за молодыми танцовщиками. И она в нашем начинании нас поддержала.

На досуге (Эстония) 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация