Выставка "русского итальянца" Сильвестра Щедрина открылась в Петербурге
В Михайловском замке в Петербурге открылась выставка работ Сильвестра Щедрина. В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения художника. Он считается ярким представителем золотого века отечественной живописи. Правда, большую часть жизни Щедрин провёл за рубежом – в Италии. Там он стал одним из основоположников так называемой школы Позиллипо. Её представители работали в жанре пейзажа. В экспозиции есть картины самого Щедрина, а также работы мастеров южно-итальянской школы.
На автопортрете – молодой мужчина с болезненным румянцем на лице. Скорее англичанин, нежели житель Вечного города. Но именно в Италии Щедрин создал все свои значимые произведения.
«Изначально он приехал как стипендиат Академии художеств. Он успешно закончил с большой золотой медалью. Это давало ему право получать стипендию в течение трёх лет», - рассказала старший научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Государственного Русского музея Лада Вихорева.
Италия в то время была «землей обетованной» для художников. Впрочем, Щедрина привлекали не величественные руины Рима, а чудесный климат. Почти все картины Сильвестра Щедрина очень позитивные. В них много моря, солнца и какой-то итальянской безмятежности. И связано это с тем, что писал он всегда с натуры и только в хорошую погоду. Поэтому встретить на его полотнах ненастье невозможно. Разве что только уходящие тучки.
Ему даже удалось увидеть извержение Везувия. Но он посвятил этому событию только небольшой этюд. Пенсион Щедрина вместо положенных трех лет длился все пять. Но и после он не вернулся на Родину. В Россию отправляются лишь его полотна для состоятельных заказчиков. Деньги дали возможность переехать в Неаполь, где Щедрин примыкает к школе Позиллипо как самой близкой по духу.
«Это не было, скажем так, манифестированное объединение со своим статусом, со своими правилами, членскими билетами, не дай бог, с которыми туда бы принимали. Но было такое объединение художников, которое впоследствии получило название школа Позиллипо», - пояснил заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственного Русского музея Григорий Голдовский.
Это название возникло в академической среде как ироничное обозначение «ремесленников от живописи». Можно по-разному относиться к школе Позиллипо, но её представители впервые вышли на пленэр и стали писать с натуры. Тем самым, проложив дорогу импрессионистам. Только Щедрин рисовал более десятка раз побережье в Сорренто при разном солнечном освещении. Как отмечают исследователи его творчества, в своих письмах и картинах художник предстает очень светлым человеком. Он никогда не думал о плохом. Возможно, поэтому неожиданные обострения тяжелой болезни всегда заставали его врасплох. А искать хорошего врача Щедрину было некогда.
«Это какая-то разновидность гепатита. У него желтела кожа. Он мог бы прожить и дольше, но один из местных лекарей назначил ему безумную дозу лекарства. А лекарство было ртутное», - отметила Лада Вихорева.
Сильвестр Щедрин умер в Сорренто 8 ноября 1830 года, ему было всего 39. Он оставил после себя более ста работ. За годы жизни в Италии Щедрин так полюбился неаполитанцам, что они долгое время приносили цветы на могилу художника, называя его «наш добрый Сильвестр».