Русскую маринистику представляют в Музее изобразительных искусств Екатеринбурга
«Морское путешествие» - Екатеринбургский музей изобразительных искусств демонстрирует десятки произведений, воспевающих стихию моря. В их числе - ранние офорты XVIII века. На них - виды морских портов, созданные французскими гравёрами по картинам их знаменитого современника Жозефа Верне. Искусство русской маринистики представлено полотнами Боголюбова, Верещагина, и, конечно, Айвазовского.
Спокойное море на закате, баржи у берега и лодка в лунном свете. Море во всём его великолепии он изобразил на шести тысячах полотен. И не удивительно, что на выставке «Морское путешествие» главное место в экспозиции отведено самому именитому российскому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Екатерина Корнеева, заведующая отделом русского искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, рассказывает: «Как всякого художника-романтика, Айвазовского не интересовали обыденные сюжеты, связанные с морем. Как правило, это были бури, кораблекрушения, лунные дорожки - ночные сюжеты. С натуры работал очень немного, делал краткосрочные и быстрые маленькие зарисовки, чтобы запечатлеть в памяти, а потом восстанавливал по памяти пейзаж в мастерской».
Всего на выставке представлено более 70-ти полотен русских и зарубежных художников. Многие картины организаторы достали из фондов - они не выставлялись десятилетиями. Самые ранние работы относятся к XVIII веку, самая поздняя была создана лишь в прошлом году. Морские темы популярны и сейчас, хотя изначально жанр марина служил вполне прикладным целям.
«Когда жанр зародился в XVII веке, он служил целям документалистики. Он был необходим, чтобы запечатлеть исторические события, морские сражения, в которых участвовали флотилии разных стран», - комментирует заведующая сектором зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ольга Пермякова.
Прочувствовать всё непостоянство морей многим художникам пришлось самим. Творцы отправлялись в плавания, становились свидетелями кораблекрушений и жизни в портовых городах.
Алексей Петрович Боголюбов - внук Радищева - окончил морской кадетский корпус в Петербурге. Участвовал во многих плаваниях. В одном из них герцог Лейхтенбергский увидел работы молодого моряка и посоветовал тому продолжить заниматься живописью. Так в 26 лет Боголюбов поступил в художественную академию.
Проникнуться морем и начать рисовать его никогда не поздно - уверены работники музея. Стать художниками-маринистами здесь предлагают всем посетителям. В рамках выставки пройдет серия мастер-классов по созданию открыток и панно с морскими пейзажами.