Отзвуки театра с Александром Калягиным Аплодисменты гримёру
Если можно говорить о непосредственном строителе, создателе театра - это Николай Митрофанович Максимов. Художник-гример, орденоносец, заслуженный деятель искусств, - он действительно легенда театра...
В 1943-ем году двенадцатилетним мальчиком он пришел во МХАТ, где проработал пятьдесят лет. Максимов работал и дружил со многими великими актерами; Кедров, Ливанов, Станицын, Кнебель, Попов, Раевский, Смоктуновский, Ефремов, Додин, Гинкас, Стуруа, Гончаров, - все эти имена много значат для каждого человека, соприкасающегося с историей театра или просто любящего театр. Николай Митрофанович - потрясающий рассказчик, он умеет не только великолепно гримировать.
- Вообще от гримера в театре зависит очень многое. Это не просто приклеить усы, сделать актеру "легкую небритость" или прическу; руки гримера умеют настраивать актера, настраивать его внутреннее состояние на этот спектакль. Поверьте мне: перед спектаклем актера касаются руки только двух человек: костюмера, который одевает тебя, и гримера, который гримирует. И оттого, какие ты видишь глаза, как он с тобой разговаривает, как кладет грим, зная твое лицо и не делая лишних движений, не суетясь, зависит твой настрой. Ты в это время можешь повторять текст, сидя перед зеркалом, думать о роли или иных вещах. Но этот человек умеет настроить актера на роль. И здесь, пожалуй, даже режиссер уже на втором месте...
Николай МАКСИМОВ: Подготовка актера включает разные моменты. В спектакле "Шейлок" ли, до этого - в Художественном театре - в спектакле "Так победим!" образ Ленина или, скажем, Феди Протасова...
- Коль, вспомни, что мы делали?
Николай МАКСИМОВ: Без партии в шахматы мы никогда ни одной роли не начинали. Допинг - это, конечно, неправильное определение; это была необходимость сосредоточения, вхождения в театральную атмосферу, которую мы уже создали при помощи шахмат. Это останавливало постороннюю для театра, для сцены, роли информацию, атмосферу. Это было главным. И если нам удавалось раздвинуть эту постороннюю атмосферу, оставить ее где-то в стороне, а чистое место оставить для роли, то дело было сделано, и шахматы нам всегда помогали в этом...
------------------------------------------------------------------
"Художественный театр стал для него своего рода профессиональной школой, здесь он работал с великими мастерами театральной сцены. В этой области трудно найти профессионалов, равных ему, - писала пресса, когда Николай Митрофанович отмечал 80-летний юбилей. - Максимов - автор портретного грима сотен ролей, и в создании этих театральных образов он по праву может называться таким же творцом, как и артист, режиссер, художник. Режиссеры и актеры, с ним работавшие, по-настоящему ценят его мастерство..."