"Отзвуки театра" с Александром Калягиным Елена Камбурова: оставаться человеком и тогда, когда к сердцу подступает отчаяние...

27 декабря 2015, 11:30

"Наш театр сегодня - это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала... Традиция - это конкретные люди. И те, кто вместе со мною сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем мы пока еще не знакомы, кого подарит нам завтрашний день". Это убеждение Елены Антоновны Камбуровой, народной артистки России, члена Союза театральных деятелей, художественного руководителя основанного ею Театра музыки и поэзии, объединяющего под своей крышей певцов камерного жанра...

Елена Камбурова родилась в 1940-м году в городе Новокузнецке. Ее детство прошло на Украине, в городе Хмельницком, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья.
В юности Елена мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией, однако после школы, не будучи уверенной в возможность поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности. Однако через два года девушка оттуда ушла и приехала в Москву поступать в театральное училище имени Щукина.

Но, несмотря на поддержку ученицы Евгения Вахтангова, выдающейся актрисы Цецилии Мансуровой, преподававшей в те годы в училище актерское мастерство, третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку...

На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады. Высшее образование получила, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа имени Луначарского. Однажды преподаватель училища Сергей Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: "По-моему, это ваше". Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой...

- Потом Елена Камбурова выступала перед студентами, записывала на радио песни Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой. А потом вместе с композитором и пианисткой Ларисой Критской создала собственный репертуар. И в 1970-м году на фирме "Мелодия" вышел ее первый сольный диск-гигант...

Елена КАМБУРОВА: Я приехала в Москву, но мне не показалось, что я вот так прямо могу пойти и поступить в какое-нибудь театральное училище. Мне казалось, что для этого нужна какая-то особая подготовка, и именно в Москве. Не помню, как у меня оказался телефон, где мне сказали, как найти лучший в столице коллектив художественного чтения. Таким местом оказался Дом культуры медицинских работников, а художественным руководителем коллектива была Нина Адамовна Буйван...

Надо сказать, что Москва тогда была для меня абсолютно чужим городом; я работала на стройке, чтобы продержаться год до поступления. А маме и отцу написала письмо, что учусь на подготовительных курсах... Я тогда жила в абсолютно немыслимых условиях, но, тем не менее, когда я переступила порог Дома культуры медицинских работников, - свет, красота поразили меня. И Нина Адамовна с ее манерой говорить, ее студия художественного слова...
Моему счастью не было предела. Я пришла в момент, когда в коллективе уже была своя звезда. Это был... Саша Калягин...А еще - Леша Воскресенский... И вот во мне Нина Адамовна увидела существо, способное в будущем играть в театре роли травести, - не больше. И все, что могло иметь отношение к этому, отныне связывалось со мной...
-------------------------------------------------------------------------
Елена КАМБУРОВА: ...Я с детства безумно любила и жалела бездомных животных... Уже тогда мне было понятно, что они абсолютно беззащитны. Помню, меня потряс рассказ человека, который двадцать лет просидел в лагерях. "Там я по-настоящему понял, кожей почувствовал, что такое жизнь бездомных животных, - рассказывал этот человек. - Это какой-то ужас... Потому что мы были в этой роли". И ведь правда: животное само о себе ничего не может сказать, ничем не может себя защитить. А с ним порой поступают жесточайшим образом...

Если мы считаем себя цивилизованной нацией, значит, положение все-таки можно исправить, сделать так, чтобы не проливалось столько слез людей, которые по-настоящему любят животных. И потом, для меня это проблема нравственная; я абсолютно убеждена, что если будет закон о защите животных, проблема жестокости в обществе будет хоть как-то решена. И это будет ступенью, на которую поднимется наше общество. Более того, если вообще суждено поднять нравственный уровень нации, то начинать надо именно с этой ступеньки...
------------------------------------------------------------------------
"Раневская обычно говорила: "Я страшна в гневе". И нас она встретила без всяких любезностей, - рассказывает Елена Камбурова. - Первое тепло пошло, когда она спросила моего спутника: "А это кто?" Я назвалась и, в свою очередь, спросила, писала ли она письмо о моей "Нунче" на радио. Настроение Раневской переменилось на сто восемдесят градусов: "Деточка, как хорошо, что вы не фифа". И еще: "Запомните: я вас благословляю"...

И еще. "Люблю, когда поет Булат, быть человеком просит..." Елена Камбурова, младшая сестра Булата Окуджавы по судьбе, гречанка, русская душой, в своих песнях-исповедях, в спектаклях созданного ею Театра музыки и поэзии просит, умоляет, заклинает нас оставаться людьми и тогда, когда к сердцу подступает отчаяние...

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация