Лицей "Болдинская осень". Начало
Программу "Лицей" ведёт Маргарита Шабурова.
6 июня мы будем отмечать день рождения и вспоминать Александра Сергеевича Пушкина. А 9 мая мы поздравляли с днём рождения замечательного писателя, исследователя творчества А.С. Пушкина Валентина Семёновича Непомнящего. И вот наша программа выходит в эфир между этими двумя датами, и у нас есть возможность послушать одну из передач "Пушкинского цикла", которую мы записывали с Валентином Непомнящим несколько лет назад.
В прошлую нашу встречу вы читали нам три сонета А. Пушкина – "Сонет", "Поэту" и "Мадонна". Это такой мини-цикл, написанный А. Пушкиным летом 1830 года. Стихи эти были написаны в преддверии свадьбы. Пушкин – жених со всеми вытекающими отсюда последствиями, предчувствиями и предвосхищениями. Очень долго добивался А. Пушкин согласия на брак с Натальей Николаевной Гончаровой, поэтому имел полное право в сонете "Мадонна" написать: "Исполнились мои желания". Валентин Семёнович, ну а что дальше? Вообще, что происходит с поэтом, когда он говорит: "Исполнились мои желания"?
В. Непомнящий: Два сонета "Поэту" и "Мадонна" – это такие два столба, ворота, которые ведут на Болдинский тракт. А. Пушкин скоро поедет в Болдино, чтобы устраивать там свои имущественные дела перед женитьбой, и, как известно, задержится там на три месяца, потому что холера, потому что карантины. Он написал последний сонет "Мадонна" и после этого два месяца ничего не писал вообще. И первым, что он написал после "Мадонны", было:
"Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь белеющих равнин!"…
А. Пушкин, "Бесы"
Стихотворение "Бесы" открывает Болдинскую осень как вопль ужаса и безнадёжности. Но на следующий же день в "Элегии" ("Безумных лет угасшее веселье") эта безнадёжность как-то гасится. И речь идёт в конце о любви, которая, как сказано у Данте, "движет солнце и светила", о любви, создавшей этот мир, который в своём замысле совершенен. Просто мы, не умеющие любить, его испортили.