Картинка

Москва слезам поверит Какие факторы влияют на успешность карьеры?

3 июля 2016, 14:00

А.ОРЛОВА:  Сегодня в нашей передаче «Москва слезам поверит» мы будем говорить, какие факторы влияют на успешность карьеры, на успешную карьерную стратегию. И мне кажется, что эта тема очень актуальна, потому что в большинстве своем мы, конечно, стремимся к некоему благосостоянию, мы стремимся к тому, чтобы добиться какого-то определенного не только материального, но и социального положения, статус тоже имеет большое значение.

Но иногда бывает так, что вроде бы по определенным стандартам, по определенным критериям у человека вроде бы все хорошо, он выполняет все, у него есть хорошее образование, у него есть опыт работы, но при этом не получается выстраивать вертикальную карьеру. Да, впрочем, может не получаться выстраивать горизонтальную карьеру, и каждый раз что-то происходит и нет дальнейшего продвижения.

И сегодня мы будем обсуждать те сложности, которые возникают, какие черты характера индивидуальные, типические черты помогают добиваться успеха, насколько еще успех карьеры зависит от того, в какой компании ты работаешь. Потому что ведь у карьеры все равно, как бы у построения карьеры, у этого процесса все равно всегда два ряда условий, два ряда факторов. Первые факторы, это связанные с индивидуальными способностями человека, его поведением, его профессионализмом, то есть его личная стратегия, карьерная стратегия и жизненная стратегия, межличностная стратегия. 

Но, с другой стороны, в любом случае на то, как продвигается карьера, влияют еще и объективные факторы, то есть исходящие из внешней среды. И, конечно, в первую очередь, это в какой сфере человек работает, какая корпоративная культура, насколько его личностные черты, его потребности, его ценностная сфера соответствует тому, что ценится в конкретной организации. Потому что быть на своем месте это, конечно, очень важно, потому что, если создать свое место, быть на своем месте это важно, и если такое происходит, то и человек там растет и не просто растет, но и вокруг него тоже все происходит с развитием.

И телефон прямого эфира, для того чтобы вы звонили, рассказывали свои истории, почему у вас, как вам кажется, не складывается карьера в каком-то определенном месте, на какой-то определенной работе, или, может быть, есть кто-то, кто мешает этому построению карьеры, ну, например, начальник, который не хочет видеть, или люди, которые являются вашими конкурентами и они, используя какие-то, может быть, не честные стратегии, манипулирование все-таки все приводит к тому, что повышают их, а не получается. 

А, может быть, вы поделитесь секретом, какие черты, какие особенности должны быть у человека, у ваших, например, подчиненных, для того чтобы продвинуться. Потому что очень часто люди жалуются на то, что их не оценивают, очень сильно жалуются на то, что нет продвижения, но приходя на рабочее место, пытаясь просто устроиться, они демонстрируют такие высокие ожидания, они демонстрируют такую внутреннюю очень сконцентрированность только на собственных целях, и при этом очень высокие требования к работодателю, что очень быстро интерес работодателя теряется по отношению вот к такому соискателю.

А когда, очень часто бывает, что на первом этапе все это скрывается, но когда человек уже приходит в компанию, то через некоторое время становится ясно, что, в первую очередь, он думает исключительно о своих интересах, и при этом жалуется, что везде поработал, два года, три года нет продвижения, меня не замечают, меня недостаточно оценили, повышают кого-то другого, кругом все, как танки продвигаются вперед, а я на скамейке запасных. 

Взгляд руководителя тоже очень будет нам интересен. Все-таки, какие люди вызывают желание их продвигать? Какими чертами, какими характеристиками такие люди должны обладать? И, наоборот, какие черты, может быть, при том, что человек и профессионал хороший, и трудолюбивый, и вроде бы ответственный, но что-то мешает сделать ему предложение, для того чтобы повысить и дать дополнительную ответственность. И вроде бы понимаешь, что надо бы, уже он давно засиделся на этом месте, но не получается, не хочется.

И, наверное, надо сказать, что карьера нами рассматривается не просто, как некое только сугубо достижение в каком-то профессиональном плане, но еще и как-то более широко, наверное, что это такой некий способ самореализации человека, достижение человеком его каких-то максимальных вершин, его возможностей, связанных с его профессионализмом. 

В нашей культуре вообще само слово «карьера», оно такое очень часто дополняется негативными коннотациями, негативными смыслами, потому что есть такое ощущение, что это такое очень агрессивное движение наверх, мы достраиваем по головам других людей, и сразу же есть такая некая связка со словом карьеризм, карьерист, карьеристка. Но если все-таки говорить в позитивном ключе, карьера это способность человека максимально реализовать тот собственный потенциал, который у него есть, с максимальной эффективностью. 

Надо сказать, что еще 20 лет назад требования к тому, чтобы человек продвигался, были совсем иные. Если говорить про индустриальное общество, то раньше базовыми технологиями, в первую очередь, были капиталоемкие технологии. В то время как сейчас постиндустриальное общество и можно говорить о том, что самым ценным ресурсом, самым важным и ценным ресурсом становятся наукоемкие технологии. И это сразу же как бы и по отношению к работникам, по отношению к людям тоже выставляет новые требования. И здесь очень важно, если говорить наукоемкость по отношению именно к работнику, то есть какими чертами, какими характеристиками должен обладать, какими способностями, какими компетенциями должен обладать работник, чтобы он хорошо продвигался именно вот в этой сфере.

Вот здесь получается, что, конечно, сразу же очень высоко ценится образованность, сразу на первый план выходит масштабность мышления, и, надо сказать, что здесь опять же на первый план тоже выходит еще и креативность. Креативность, то есть способность принимать быстрые, интересные, творческие решения, то есть как в жизни творчества. То есть не просто следовать каким-то жестким процедурам, жестким каким-то таким ролевым распределениям, функционалу, но еще и уметь это все неким образом очень быстро преобразовывать. 

И, конечно, особым феноменом, который становится очень таким существенным именно в наше время, в формате постиндустриального общества, это время. То есть на сегодняшний момент время очень изменяется, время бежит очень быстро и, по сути, человеческое время, карьерное время, на сегодняшний момент человек должен очень быстро уметь перестраиваться. То есть, если раньше как бы все было понятно и простроено, то на сегодняшний момент настолько динамически все меняется, что человек, для того чтобы не отставать, для того чтобы постепенно не перемещаться от ядра, так скажем, развития к периферии, он должен постоянно быть в тренде, во времени, чувствовать то, что происходит. И сегодня это тоже одно из требований.

Хочется сказать еще, наверное, что ситуация очень интересно изменилась, если мы говорим про то, как молодые особенно люди, которые только-только вступают на этот путь построения карьеры, какие у них ценности, какие у них смысловые ориентации. Вот, если, например, ну, приблизительный пример привести, проводились исследования, доктор психологических наук Маркин, он проводил очень интересные исследования именно по поводу ценностно-смысловых установок. И оказывается, что в 1960-е, 1970-е годы прошлого века жизненное кредо было «через тернии к звездам». То есть любой ценой двигаться вперед ради идеи. Вот в  1993-м, 1995-м годах кредо основное было «хочешь жить, умей вертеться», или «кто смел, тот и съел». В наше время, вот сейчас, начиная с 2010 года и сейчас, гораздо меньше стало эгоистических высказываний. То есть по поводу именно сугубо собственного успеха, собственного такого продвижения. 

Появилось огромное желание, чтобы материальный достаток еще сочетался с нематериальными ценностями. То есть люди хотят зарабатывать не только, как символ богатства, а для того чтобы еще реализовать собственную цель, собственную стратегию и быть полезным  обществу. Гораздо выше стал уровень патриотизма. Несоразмеримо это по исследованиям непосредственно, конечно, именно школьников, тех, кто только-только поступает.

Сегодня мы говорим о том, какие факторы помогают продвигаться по карьерной лестнице, а какие, наоборот, мешают. Это внутренние факторы, то есть связанные с нашим характером, с нашими поведенческими особенностями. Но также это и внешние факторы, например, руководитель, который боится за то, что его подчиненные могут продвигаться и составить ему конкуренцию. 

Например, в крупной компании, когда руководитель боится продвигать тех, кто достаточно способен, или же руководитель, который очень эмоционально ориентирован, то есть такая корпоративная культура власти, а это обычно небольшие организации, где тот человек, который имеет весь ресурс и все, что находится в его распоряжении, то есть он как бы использует для того, чтобы вновь и вновь подтверждать свою властность. И там очень важна такая политика личной преданности. Вот у него есть любимчики, есть не любимчики. Если вдруг по каким-то причинам человек не может войти вот в это число любимчиков, то все его функциональные какие-то достижения, все его заслуги, они как бы, ну, само собой разумеются. А по результату не получается продвигаться. 

И чтобы хорошо уживаться вот в такой корпоративной культуре, человек должен быть очень ориентирован на главу этого предприятия. И, конечно, плюс ко всему, чем меньше предприятие, тем больше требуется от человека, с одной стороны, демонстрировать свою приверженность лидеру, с другой стороны, не бояться рисковать, потому что очень много разных возникает ситуаций. Там очень высока конкуренция, очень мало, что прописано четко, мало правил, процедур и стандартов деятельности, поэтому каждый раз приходится опираться на собственную креативность, на собственный риск и на характер тех людей, которые находятся у власти.

Телефон прямого эфира, для того чтобы вы звонили, рассказывали свои истории, где, как получалось или не получалось, что вам мешает, иногда излишняя порядочность мешает, иногда мешает стеснительность. У нас есть звонок. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ:  Добрый день, здравствуйте, Анетта. Мое имя Андрей, город Москва. Я регулярно слушаю вашу передачу и иногда звоню вам в эфир. Позвольте засвидетельствовать вам еще раз свое почтение. У меня по поводу работы сложилась вот такая ситуация год назад. Я просто-напросто в этом году, откровенно говоря, боюсь уходить в отпуск по причине того, что в прошлом году у нас на фирме появился новый сотрудник. Я руководитель небольшим отделом на фирме, в компании, которого я подготовил себе на замену на две недели, дал ему обозрительный фонд работ соответственно и объяснил, как их выполнить. Дело в том, что отдохнув две недели, я вернулся на работу и с огромным трудом смог вернуть свои позиции обратно, вот, в чем дело. Он товарищ оказался такой настолько прыткий, что очернил меня во всех моих делах.

А.ОРЛОВА:  А мне кажется, что вы как раз позвонили, я так понимаю, что это небольшая компания. Вы работаете в небольшой компании, правильно?

СЛУШАТЕЛЬ:  Да, это небольшая компания.

А.ОРЛОВА:  Да, потому что структура небольшой компании, она подразумевает, что человек, во-первых, очень много функций сам выполняет, есть прямая связь или такая очень близкая связь с руководством, и, по всей видимости, когда вы ввели этого человека и дали вот эти контакты прямые, то он уже стал опираться на свои коммуникативные способности. Я правильно понимаю? Стал приближаться вот к этой властной фигуре, которая у вас в компании?

СЛУШАТЕЛЬ:  Да. Но дело в том, что моя деятельность в компании, она еще, знаете ли, предоставляет некую свободу общения с поставщиками и с покупателями, у меня есть свои методы работы, которые были этим человеком интерпретированы очень негативно перед руководством. И я потратил достаточно много времени, для того чтобы вернуть свои позиции, пока он сам не напортачил в работе, скажем так.

А.ОРЛОВА:  Я поняла вас. Я так понимаю, что теперь вы боитесь уходить в отпуск?

СЛУШАТЕЛЬ:  Да, именно так.

А.ОРЛОВА:  Ну, действительно это особенность последнего времени, что особенно в не крупных компаниях, где нет стопроцентно такой простроенной системы безопасности рабочих мест, потому что все-таки в крупных корпорациях оно по-другому. Очень страшно, уходя передавать свои объемы. Наверное, самые главные объемы здесь нужно тоже передавать с умом. Что-то ты передаешь, а что-то ты стараешься оставить для самого себя. 

Сегодня мы говорим о том, какие факторы влияют на успешность карьеры. Есть личностные факторы, которые связаны с самим человеком, субъективные факторы, есть объективные, например, то, в какой корпоративной культуре человек работает, какое начальство, какие привычные роли, какие особенности в этой культуре. Конечно, и общая ситуация на рынке, в той сфере, в которой человек работает. Конечно, мы все-таки говорим о том, что можно и как можно менять, и какие качества наши собственные, на которые мы можем влиять, потому что самый простой способ что-то изменить, это все-таки измениться самому. Мы вряд ли в состоянии изменить всех вокруг. А при этом карьерная стратегия это искусство продвижения, и это искусство некоего умения, искусства ослабления или устранения всех остальных факторов, которые мешают этому движению.

И, надо сказать, что мешают такому движению и конкуренты на работе, и недоброжелатели, и жизненные обстоятельства, и наши собственные какие-то качества, которые приводят к тому, что не получается, не складывается.

Телефон прямого эфира, для того чтобы вы звонили, задавали свои вопросы, делились своими историями, как вы считаете, сложилась у вас карьера или не сложилась, или почему не сложилась, потому что у вас какие-то черты характера, которые вам мешают, или какая-то реакция на какие-то ситуации, либо все-таки это было связано с той средой, в которой вы работали, то есть с рабочим местом, с корпоративной культурой, в конце концов, с самодурством каких-то определенных коллег или начальства.

И хочется сказать, что когда у нас не складывается в одном месте, во втором месте, то тут можно думать о том, что, наверное, что-то не так с этим местом. Если все-таки постоянно приходится переходить с одного места на другое, при этом без повышения статуса, без повышения материального заработка, не складывается, и это повторяется вновь и вновь, то есть такой синдром повтора, то тогда стоит подумать, а, может быть, что-то я делаю не так, может быть, что-то со мной не так. Потому что действительно  индивидуальная жизненная стратегия человека, она определяется очень многими факторами. Конечно, это интеллектуальный уровень, конечно, это и эмоциональная чувствительность, конечно, это и такие качества, которые, на самом деле, могут мешать, как, например, излишняя тревожность. Потому что сила личности это очень серьезный фактор, сила личности, для того чтобы получилось или не получилось в карьере. И есть определенные характеристики, которые отличают - слабая я и сильная я, то есть силу и бессилие. 

Надо сказать, что человек, который эмоционально устойчив, спокоен, выдержан, который способен реагировать на сложные жизненные обстоятельства, на преграды и трудности, которые возникают, в конце концов, на агрессию открытую или скрытую со стороны других участников этого карьерного ралли, спокойно, выдержанно, конечно, такие люди очень сильно выигрывают. И, наоборот, люди, быстро впадающие в эмоции, люди, у которых слабый самоконтроль, все это приводит к тому, что в какой-то момент они поддаются своим эмоциям и эмоции захлестывают их, и они предстают перед коллегами, перед руководством не в лучшем виде.

И еще есть одна особенность. Если человек очень сильно подвержен внешнему влиянию, люди с низкой самооценкой очень сильно зависят от того, какого мнения о них окружающие. То есть такой сотрудник, он просто безумно зависит от того, похвалили его или поругали. И, если его похвалили, то у него есть запал что-то делать, но если вдруг начальство поругало или даже просто не вербальным кодом как-то так, жестом или мимикой, или тоном голоса есть какое-то внутреннее недовольство со стороны руководства, то это буквально выбивает человека, и он уже не может работать. Вот это особенность неудачи или же недовольства руководства, недовольства тех людей, от которых зависит, он буквально воспринимает, как катастрофу, то есть катастрофизация. И на фоне этого он парализуется.

Успешность карьеры во многом зависит от того, насколько человек устойчив к неудачам. Почему, потому что, как ни старайся, все равно препоны будут, все равно несправедливости море, все равно очень много неопределенности. Люди с устойчивой нервной системой, люди, уверенные в себе, они спокойно находятся в зоне неопределенности и продолжают делать то, что должно. Если действительно ситуация, сегодня меня поругали, то я не воспринимаю это, как катастрофу, что сейчас начальник пошел в свой кабинет и уже написал, вызвал начальника управления персоналом или подписал уже указ о моем увольнении, и я уже ничего не буду делать, потому что все равно все ужасно. Нет, таким образом, мы начинаем попадать в эту воронку, и у нас урон становится гораздо большим. Мы начинаем терять в тот самый настоящий момент, мы начинаем здесь совершать ошибки, у нас меняется настроение, и все это, конечно, начинает усиливать. 

И, наоборот, человек с устойчивой нервной системой понимает, что да, здесь что-то он сделал не так, или здесь, возможно, ситуация нехорошая, непонятная, но при этом он продолжает выполнять то, что он выполняет очень спокойно, размеренно и качественно. То есть у него не проваливается сам процесс. Вот этот момент самоконтроля, конечно, это во многом зависит от базовых характеристик человека, потому что люди с высокой тревожностью, которые эмоционально лабильны, им, конечно, сложнее.

Но надо сказать, что если воспринимать, если попытаться подойти к этому вопросу с точки зрения мировоззрения, воспринимать то, что с тобой происходит, как некий процесс жизнетворчества и не ставить себе какие-то такие сверхзадачи, и не говорить, что всегда во всем ты должен быть первый, всегда во всем у тебя должно получаться идеально, всегда во всем ты должен побеждать, то в этом смысле, если человек не страдает излишними ожиданиями, то он может переждать эти сложные моменты и двигаться дальше. Конечно, боец и не боец тем и отличаются, что у бойца очень высокая толерантность ко всякого рода сложным моментам.

Еще хочется сказать, что очень важно, чтобы человек в работе, а опять же, это связано с силой личности, умел брать ответственность на себя. Самостоятельность, это самоустояние, это одна из очень важных характеристик, для того чтобы было продвижение по карьерной лестнице.

Опять же, мы, конечно, не говорим об организации, где очень жесткая ролевая культура, где все прописано буквально до каждого вздоха, в этом случае, конечно, исполнительность будет самым центральным, той чертой, которая будет цениться. Но, в среднем, самостоятельность, она очень нужна, потому что все равно в тот или иной момент в любой организации возникают ситуации, когда нужно принимать решения. 

Внушаемая личность, личность, которая боится брать на себя ответственность, она начинает сомневаться, и вот тут очень много возникает сложностей. И, наоборот, беря на себя инициативу, человек может заявить о себе совсем по-другому. У нас есть звонок. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ:  Добрый день. Дмитрий меня зовут. Хочу поделиться с вами своими наблюдениями жизненными. Прошел очень, много работ сменил, много должностей, могу сказать точно, только упорство и труд приводят к результатам, это единственное, что интересно руководству, начальству. Ну, в принципе, сейчас у меня уже свой бизнес. Но могу сказать еще такую вещь, что, к сожалению, вот конкретно, не знаю, в нашей стране, у меня опыт есть с иностранными государствами, в нашей стране, к сожалению, люди не рабочий материал в своей большей массе, это 80 процентов.

А.ОРЛОВА:  Ну, то есть это как-то звучит очень жестко. Что значит не рабочий материал, какое-то такое, звучит как-то…

СЛУШАТЕЛЬ:  Ну, это значит, что, в основном, люди, которые приходят на работу, это люди, которые работают ради работы, меньше работы и больше денег.

А.ОРЛОВА:  Ну, вы хотите сказать, что ориентированы, в первую очередь, на то, что он получит, а не на то, что он будет создавать.

СЛУШАТЕЛЬ:  Абсолютно верно.

А.ОРЛОВА:  Я поняла вас.

СЛУШАТЕЛЬ:  Мотивация отсутствует, как таковая.

А.ОРЛОВА:  Ну, не у всех. Какая у вас сфера работы?

СЛУШАТЕЛЬ:  Ну, я сказал 80 процентов. У меня сфера сейчас строительство и так далее.

А.ОРЛОВА:  Я поняла вас. Скажите, пожалуйста, вот очень важно ваше мнение, как работодателя, потому что вы сказали, что у вас собственный бизнес. Все-таки, какие черты кроме упорства и трудолюбия вы тоже рассматриваете, как важные? Потому что упорство и трудолюбие это вещь хорошая, но иногда упорство граничит с упрямством, иногда ты берешь человека на работу, он вроде бы и трудолюбивый и очень упорный, но в своем упорстве…

СЛУШАТЕЛЬ:  Я не говорю упорство в плане поставленной цели, я говорю про упорство достижения цели. Есть люди, которые просто упираются, опять же, это только для траты времени, они придумывают надуманные мотивы.

А.ОРЛОВА:  Я поняла, я, знаете, хочу сказать вам, вы точно определили, я поняла, как называется - монотонность, правильно я понимаю? 

СЛУШАТЕЛЬ: Так, наверное.

А.ОРЛОВА:  Да, то есть не то, что цель выбрана неправильно, а человек все равно любой ценой бьется в это, а если цель выбрана правильно, но, допустим, это поэтапное движение, то он может поэтапно как бы осваивать, я правильно поняла?

СЛУШАТЕЛЬ:  Все очень просто, бизнес это идеология одного человека все-таки, руководителя, ну, или группы людей. Для достижения результата необходимо, чтобы все работали именно в этом направлении. Когда они начинают что-то придумывать там по дороге отсебятину, обычно эта цель не достигается.

А.ОРЛОВА:  Я вас поняла. Спасибо вам огромное за то, что вы позвонили, поделились. Но вы сейчас рассказали, что бизнес это один человек, и его как бы ресурс, мы об этом говорили в начале передачи, то есть культура власти, когда один человек определяет, его качества, его личные способности, его предпочтение являются ведущими, а остальные все должны строиться. Но это мы говорим, если о не крупных все-таки предприятиях, потому что там высок контроль, а контролировать очень большое предприятие при такой форме невозможно.

Сегодня мы говорим о том, какие факторы, какие характерные черты, какие обстоятельства помогают двигаться по карьерной лестнице, какие, наоборот, могут мешать. И, на самом деле, про силу личности, наверное, это невозможно переоценить, почему, потому что сильная личность обладает и лидерскими такими характеристиками, такие люди берут на себя ответственность, они, самое главное, достаточно толерантны к неудачам и толерантны к тем преградам.

Но интересно, что кроме силы личности, для того чтобы карьера хорошо развивалась, важно еще, чтобы такой принцип, приводящий к успеху, это принцип еще и маневренности. Почему, потому что, если человек прямолинейно идет к своей цели, только двигается, но так складывается, например, реструктуризация, или, например, сокращение, или, например, какие-то обстоятельства, несправедливое назначение кого-то, и вот кажется, что все, вот эта преграда на пути и нужно как-то биться в эту преграду. Маневренность это еще возможность смягчения вот этой силы столкновения со сложностью, с трудностью. То есть смягчение за счет компромисса где-то, где нужно, за счет умения воздействовать в рамках конкурентности. 

Ну, например, есть оппонентский круг, когда ты понимаешь, что тебе тяжело, сложно, когда оказывается давление, но умение не избегать, умение не сразу конфронтировать, а все-таки взаимодействовать. Когда ты чувствуешь, что обстоятельства сложные, но при этом ты продолжаешь взаимодействовать. Маневренность это где-то пропустить другого вперед, особенно на опасном участке каком-то. Пропустить вперед и подумать о том, что… обход барьеров, где-то изменить маршрут, может быть, даже удлинить маршрут к цели, но при этом он будет более безопасным.

Опять же, конечно, это во многом зависит от того, как человек привык вообще двигаться по жизни. Но принцип, приводящий к успеху, если в построении карьеры, это непрерывность, это маневренность, это экономичность. То есть все-таки смотреть с каждым переходом с одного места работы на другое, где ты по-настоящему выигрываешь, где у тебя по-настоящему есть что-то, что добавляет тебе ресурса, либо это статус, либо это дополнительные какие-то знания, либо это дополнительные деньги, и креативность. Креативность, она ценится особенно, как мы уже говорили, в наукоемких технологиях. Креативность – умение находить нестандартные решения. Это касается не только профессиональной такой какой-то деятельности, но и, в общем, управленческой деятельности.

Хочется сказать, что, конечно, должно еще повезти, потому что очень многое зависит от того, в какой ролевой культуре ты работаешь. Может быть, это культура власти, может быть, это ролевая культура, в которой все очень четко прописано, может быть, это культура проектная, культура задачи, где очень важно именно такое развитие человека, умение его в этом во всем быть. Все зависит, конечно, от очень большого круга характеристик, и, в том числе, есть такие виды деятельности, где, наоборот, именно центральным является культура личности, то есть умение вокруг себя формировать пространство, способность к очень таким персональным отношениям, умение как можно больше выстраивать эти отношения. Конечно, в первую очередь, к таким культурам относятся всякого рода союзы, адвокатские конторы, то есть такой какой-то кооператив, где все равны и все ценны.

Хочется сказать, что, конечно, от очень многих факторов зависит то, как мы двигаемся, но самое главное, чтобы во всем была осмысленность. Потому что, если человек реализовывает собственный потенциал, если он занимается тем, что ему нравится, то, конечно, это очень сильно продвигает. Потому что, если человек делает то, что он любит делать, то он это делает с удовольствием. Тогда его жизнь на работе становится не просто проведением времени от и до, потому что время идет и мне надо, в конце концов, получить эту зарплату, я ненавижу работодателя, я ненавижу все, что вокруг меня, нет. А когда я делаю то, что я делаю, я понимаю, что это полезно, что это нужно, что это мне нравится. Но, безусловно, важен баланс, чтобы заниматься тем, что тебе нравится, но в то же время уметь и заявить о себе, утвердить себя, проявить себя, отстоять себя, и не бояться заявлять о себе. Потому что очень часто, обладая даже большими способностями, если человек боится себя проявить и боится что-то просить, боится говорить о том, что он хочет продвижения, то вероятность того, что что-то будет происходить, она, конечно, ниже.

И хочется еще сказать, что так замечательно, что за последнее время школьники Москвы при выборе профессии, когда говорят, какие у вас цели основные при выборе профессии, ну, на первом месте, конечно, 68,6 процентов выделили, конечно, это «иметь высокий заработок». Но очень нравится, что на втором месте стоит «стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу». Только на третьем месте «сделать карьеру». И хочется сказать, что даже есть такой пункт, как «стать человеком высокой культуры и раскрыть свои способности». По-моему, это замечательно. Очень хочется, чтобы в нашей жизни действительно все лучшее имело возможности для реализации, и мне кажется, что работа, если ее воспринимать не как рутинный труд, а как жизнетворчество, это как раз тоже потрясающая возможность. Спасибо.

Москва слезам поверит. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Москва слезам поверит

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация