Факультет ненужных вещей Парадоксы и ценность "наивного искусства"
Гости в студии - Алексей Валентинович Лебедев, доктор искусствоведения, заведующий лабораторией музейного проектирования Школы дизайна НИУ ВШЭ, и Андрей Анатольевич Бобрихин, заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет), кандидат философских наук.
"Наивное искусство привлекает парадоксальным сочетанием очень светлого виденья мира с полным отсутствием юмора, оно всегда такое чугунно-серьезное, при том, что оно светлое и легкое".
Где-то на рубеже Средних веков и Нового времени, - для России это рубеж XVII - XVIII веков, - культура разделилась на культуру "низовую", народную, и культуру, так сказать, аристократическую, "верхнюю". Так возникли два искусства, принципиально отличных друг от друга.
В начале XX-го века этим "неученым" художникам художники вполне профессиональные, начиная с Гогена, Ларионова, Пикассо, объяснили: то, что "неученые" художники, не очень умелые в рисовании, делают, имеет особую ценность. Когда их стали выставлять, да еще и сами им подражать, - вот тут и возникло "наивное" искусство, которое, в отличие от предшественника-примитива, осознало свою самоценность....