Европа. Великие имена Римский папа Лев I Великий: не отошедший от Истины
"Если Он сам назвал себя Сыном человеческим, значит, Он – человек?" – "Да, но когда апостол Петр сказал Ему:Ты, Христос, сын Бога живаго?" – Он признал, что и это правда". – "Как это странно... Значит, наполовину – человек, наполовину – Бог? Но разве можно быть Богом или человеком наполовину?" – "Нельзя. Значит, Он – и Бог, и человек во всей полноте." – "Но тогда выходит, что Он сотворил себя сам! Но ты же понимаешь, что это тоже невозможно!" – "Я слышал, что Он не сотворен, а рожден Богом-отцом!" – "Но тогда получается, что до рождения Он не существовал, и мир какое-то время существовал без Него. А что это за Бог, которого когда-то не было?!" – "Говорят, что Он рожден прежде начала времен, а это значит, что не было ни единого часа, когда Его не существовало." – "Как это трудно постичь... Я чувствую истину в каждом слове Евангелия, я хочу жить только так, как велел Иисус. В последнее время о Нем столько спорят, а я так и не решил, кому верить...А мир вот-вот рухнет..."
В V-м веке от Рождества Христова приближавшийся крах Римской империи казался многим настоящим концом света. Провинции одна за другой становились добычей германских народов; в умах римлян поселилась страшная растерянность. И, вместе с тем, как никогда обострилась жажда земных наслаждений. Гальский епископ того времени приходит в ужас от этой сумасшедшей страсти к зрелищам: "Кто ввиду плена может думать о цирке?! Кто, идучи на казнь, смеется? Объятые страхом рабства, мы отдаемся играм и смеемся в предсмертной тоске. Можно подумать, что римский народ объелся сардонической травой: он умирает и хохочет..."
В эту пору ожесточенная борьба велась и на богословском поприще. Предметом споров было самое важное: личность Спасителя. Но если Рим в V-м веке пал, то Церковь Христова выстояла, отразив дерзкие нападки ереси. Важную роль в ее победе сыграл Римский папа Лев I , которого и католики, и православные почитают святым, единогласно именуя его Великим...