Картинка

Авторские материалы Гурченко была неподвластна времени

31 марта 2011, 17:28

Персоны

Умерла Людмила Гурченко, народная артистка СССР, любимейшая актриса всего Советского Союза с 1956 года, когда на экраны вышла "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова. О Людмиле Гурченко - культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

С "песенки про пять минут", с ее прыжка на небольшую сцену провинциального клуба, с ее замечательного озорного взгляда слава Гурченко рванула и всё - она раз и навсегда стала звездой и оставалась примером. Примером такой легкой, элегантной, с осиной талией, и при этом с железным даже можно сказать железобетонным, характером. Этот характер, по-настоящему железный, когда не он ей, а она ему подставляет плечо и тащит мужика за собой, Гурченко показала в фильме Рязанова "Вокзал для двоих". Ее партнер в этой картине, народный артист СССР Олег Басилашвили с трудом подбирает слова и называет Гурченко гением, гением эстрады, вспоминая, как она, как никто ни до нее, ни после, пела песни военных лет:

"Для меня смерть Люси - это громадная, страшная неожиданность и громадное горе. Я могу только одно сказать, ее уход для нас - это невосполнимая потеря. Такого гения эстрады, такого гения мюзикла, гения танца эстрадного, гения кинематографа и театра я не встречал".

Мне кажется, Гурченко чувствовала свою ответственность перед теми, кого влюбила в себя, и потому еще готова была идти на любые тяготы и лишения, чтобы оставаться примером для миллионов зрителей, и в свои 75 лет не ковыляла, а легко - тростиночкой - взбегала на сцену и понимала - быть звездой непросто, надо соответствовать. Верно говорит сценарист Виктор Мережко (Гурченко играла в нескольких фильмах по его сценариям: в "Полетах во сне и наяву", в "Аплодисментах, аплодисментах"):

"Это была звезда, причем на протяжении всех своих лет, от "Карнавальной ночи" до последней ее картины. Она не сдавалась, она шла вперед. Не было ролей - она писала книжки, не печатали книжки - она играла что-то в театре, на сцене, пела, кого-то выручала, шла достаточно подчас в сомнительные проекты, но это была Гуренко, она не могла быть ровной, она не могла быть одинаковой, она всегда была разной".

Вообще-то актрисе, да даже и актеру, умным быть необязательно, тем более красивой женщине, а Гурченко не только была умна, она еще, против многих своих коллег, сама написала несколько мемуарных книжек. Она написала про отца, которого нежно любила, про свое военное детство. Через два десятилетия после того, как кончилась война, вышли книги, в которых прозвучала лейтенантская правда - Бакланова, Бондарева, Бориса Васильева. Гурченко открыла в своей книге правду детей войны, на долю которых страданий, лишений выпало не меньше, чем тем, кто воевал на фронте. Долгие годы в советских анкетах был вопрос про пребывание в оккупации, Гурченко в своей книжке реабилитировала миллионы людей, оказавшихся не по своей воле на оккупированной фашистами земле. Это была очень важная, очень принципиальная правда.

Она умела быть смешной: как она, так, пожалуй, никто в нашем кино не умел хулиганить - элегантно, с шармом. Она умела быть трагической: так она сыграла у Германа в фильме "Двадцать дней без войны", в "Пяти вечерах" у Никиты Михалкова. И еще - она никогда не выпадала из своего времени, не жила воспоминаниями. Хотя могла бы. Но - нет. Встала на ролики и в спектакле с Николаем Фоменко каталась на роликовых коньках. Фоменко считает, что, несмотря на всю любовь, Гурченко так до конца и не оценили, и называет ее смерть катастрофой:

"Ушла не просто великая актриса, а человек, которого я, может быть, последние 2-3 года и не очень часто видел, но зато я всегда точно знал, что она может услышать меня и понять так, как никто другой, потому что я точно знал, что она настолько тонко подключена к жизни и моему пониманию этого предмета под названием "жизнь". В общем, для меня это просто катастрофа".

Не так давно сыграла в радикальной пьесе братьев Пресняковых "Паб", где сыграла Мефистофеля в юбке, шутила со сцены: "Канал "Вести-24" не спит... И вы не спите!" - зал реагировал на каждую ее шутку.

В смерть ее очень трудно поверить, поскольку она и впрямь, как одна ее героиня из фильма "Средство Макропулоса", казалась неподвластной времени. Поскользнулась, упала, попала в больницу и скоро вышла, опровергая все постоянно сопровождавшие ее жизнь слухи. И сейчас казалось - слухи, неправда всё. Она же всегда играла каждую роль как последнюю. И тем не менее - всё.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация