Авторские материалы Сотрудников ФСО переоденут в НКВД-шные плащи
Персоны
Федеральная служба охраны может переодеться в хорошо забытые кожаные плащи. На сайте госзакупок размещен заказ на пошив верхней одежды для ФСО а-ля НКВД тридцатых годов. Согласно данным, указанным в заказе, один предмет верхней одежды должен обойтись бюджету примерно в 25 тысяч рублей. О чем говорит стиль "винтаж" в военной моде? О новом модном тренде или возврате к старым символам? Ответить на вопросы с помощью экспертов пыталась корреспондент "Вестей ФМ" Людмила Шаулина.
Шаулина: Цвет "вороново крыло" с матовым блеском, длина ниже колен, планка на груди, погончики и хлястики... Эти кожаные плащи-реглан - неотъемлемая часть стиля сотрудника НКВД начала прошлого века. Теперь 120 высших офицеров службы ФСО получат в обмундирование сшитые по лекалам 30-х годов прошлого века кожаные макинтоши и куртки. Как замечает аналитик моды Андрей Аболенкин, изначально кожаные пальто предназначались совсем не для руководящих армейских чинов.
Аболенкин: Большое количество этих плащей было прислано, в том числе и по лендлизу, это была здоровая партия плащей, которые были присланы для шоферов. Но шоферам они, конечно, не достались, это была слишком большая роскошь. А достались они тем людям, которых эти шоферы должны были возить. Поэтому каждый раз, когда сюда приезжали руководители стран союзниц, они очень удивлялись, видя руководителей страны в шоферских плащах.
Шаулина: Кожаные куртки тоже предназначались водителям, но в 20-х годах. Тогда партию автомобилей для нового руководства Советской республикой сопроводили и форменной шоферской одеждой. С тех пор без "кожанки" не мог обойтись ни один уважающий себя народный комиссар. Однако для начала двадцать первого века и третьего тысячелетия стиль "а-ля чекист" - или случайный архаизм, или осознанный винтаж, замечает Андрей Аболенкин.
Аболенкин: У каждого десятилетия есть свой особый запах. В 30-е годы это, конечно, общее беспокойство в обществе. Если посмотреть на те вещи, которые в 30-е придумывались, можно увидеть, что каждая вещь этим непокоем пронизана. Тревожные ощущения в обществе, и это сказывается на моде. Потому, что у художников должен быть очень чуткий нос. Это может быть неосознанный процесс, но он для художника чуткого абсолютно неизбежен. Вот поэтому следы тридцатых готов могут прослеживаться.
Шаулина: Согласно заявке на сайте госзакупок, государство готово потратить на историческую форму для старших офицеров ФСО 2 миллиона 940 тысяч рублей. По нынешним ценам вполне недорого, заметили нам в мастерской по пошиву кожаной одежды. Видимо, служба ФСО рассчитывает на скидку за опт.
Мастерская: Индивидуалка у нас, у нас не производство, один плащ заказать от 40000 рублей до 60000, где-то вот так. Не важно, плащ это или куртка, один заказ где-то три недели делается.
Шаулина: Зачем Федеральной службе охраны понадобились кожаные тужурки и макинтоши, в ведомстве не уточнили, сказали только, что заявка составлена по всем правилам и сослались на указ президента "О военной форме". Оказывается, у каждого офицера ФСО должен быть "плащ демисезонный установленного цвета". Почему он должен быть именно кожаным в стиле НКВД, не поясняется. Между тем, кожанка к утвержденной форме никакого отношения не имеет, подчеркивает генеральный директор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов.
Строганов: Откровенно говоря, изгаляются уже как хотят. Кожаный плащ - это уже явно не утвержденная форма, а просто одежда. В свое время МВД, хорошие ребята, сами покупали, веселились, целый отдел ходил в плащах, в шапках, в шарфах "а-ля Глеб Жеглов", никакого госзаказа не было. За бюджетные деньги покупать неформенную одежду, мне кажется, мягко говоря, некорректно. Такую закупку - не карнавал и не детские учреждения подведомственные - я, честно говоря, первый раз встречаю.
Шаулина: Карнавальные костюмы действительно имели место. Их за полтора миллиона рублей заказало Минобороны. ФСО экстравагантностью заказов отличается не первый раз. Не так давно ведомство искало поставщика мраморной ванны за полмиллиона и трех гидроциклов за два миллиона рублей.