Авторские материалы Городской транспорт хочет соединить плюсы двух времен
Персоны
За движением по полосе, выделенной специально для общественного транспорта, будет установлен видеоконтроль. Это еще один шаг к тому, чтобы городской транспорт стал более скоростным и комфортным. Но эксперты предупреждают - в одночасье такую сложную проблему не решить. Нужно набраться терпения. Рассказывает обозреватель радио "Вести ФМ" Екатерина Высоковская.
Раньше автобусы ходили часто. Проблема была в том, что в них не протиснуться. Люди пикантного возраста и старше - помнят. Важны были и стратегия, и тактика - войти в числе первых, чтобы не придавило шторками двери, на фразу "граждане, проходите глубже в салон" не реагировать, потому что потом никаким обменом: "Вы на следующей выходите? Нет? Тогда давайте поменяемся местами" на своей остановке не выползешь. А чего стоило проследить траекторию движения твоих пяти копеек к кассе и от кассы твоего билетика к тебе...
Теперь толчеи в автобусах нет. Чаще непривычно свободно. Зато толчея теперь на дорогах, и автобусы в ней застревают. Потому ходят крайне редко, можно битый час прождать, и не дождаться, и крайне медленно - со скоростью 10 километров в час. Чтобы общественный транспорт вновь вошел в моду - нужно соединить плюсы былых и нынешних времен. Чтобы ходили часто, маршрутов было много, а в салоне просторно. Как решить эту проблему? Ключ - подсказка: выделенные полосы. Сейчас все они наперечет - чуть-чуть на Ленинградке и Севастопольском проспекте, чуть-чуть на Щелковском и Волоколамском шоссе и еще на проспекте Андропова. К концу года хотят обустроить 100 километров таких полос, а в ближайшие три года километраж утроить. Это, конечно, хорошо, но мало, считает глава центра борьбы с пробками Александр Шумский.
Шумский: Нельзя вводить одну или две полосы. Они, скорее всего, не помогут. Это нужно ввести 10, 20, 30 полос одновременно, чтобы это было сетью, чтобы вы не просто на одном небольшом участке доехали от одной станции метро до другой, а если вы можете действительно воспользоваться как альтернативой общественным транспортом.
Высоковская: То есть вы говорите о том, что было бы хорошо, чтобы один маршрут полностью пролегал по выделенной полосе?
Шумский: К примеру, вот прокатиться по Садовому кольцу на троллейбусе невозможно - постоянные пробки.
Вопрос, потеснится ли личный транспорт, чтобы уступить дорогу общественному. Представим - реальную ситуацию. Час пик, три ряда пробок - и одна пустая полоса в ожидании автобуса, троллейбуса. Соблазн нарушить правило - велик. Кто-то просто проедет, а кто-то и припаркуется. Ключ-подсказка: камеры видеонаблюдения. Все зафиксируют, и штраф по почте пришлют. Это необходимо, но недостаточно. Нужна в целом интеллектуальная транспортная система, чтобы даже светофор мог распознать: приближается общественный транспорт - и дать зеленый свет. Если все не предусмотреть - идея не сработает, опасается Александр Шумский.
Вот эти ошибки могут привести к очень большой проблеме - мы сможем дискредитировать очень хорошую идею выделенных полос. Эту историю проходили многие города. При неправильном внедрении жители начинают возмущаться и на десяток лет отказываются от этой идеи.
Отказываться не надо. Нужно просто, как Карлсон говорил: "Спокойствие! Только спокойствие".