Картинка

Авторские материалы В России "взращивают" пилотов-теоретиков

8 сентября 2011, 21:39

Персоны

Основные версии крушения К-42 под Ярославлем - неисправность самолета и человеческий фактор. Так считают в Министерстве транспорта России. Следствие добавляет еще одну - некачественное топливо. Сейчас пробы из баков самолета отправлены на экспертизу. Анна Семкина восстановила хронологию событий в эфире радио "Вести ФМ".

Самолет Як-42 компании "Як Сервис" готовился взлетать из ярославского аэропорта Туношна в прекрасную погоду при почти идеальной видимости. Около 16.00 диспетчер Арий Новик услышал запрос от командира экипажа, опытного Андрея Соломенцева.

Новик: Значит, запросил "запуск", вырулил на предварительный старт, потом на исполнительный, сказал - "к взлету готов".

В интервью журналистам "Лайф-ньюз" диспетчер подробно рассказал, что видел и слышал в те роковые минуты. В день катастрофы в аэропорту было много начальства - ярославские диспетчеры сажали самолеты с ВИП-гостями, которые прибывали на "Мировой политический форум - 2011". Як-42 прилетел утром из Внуково и теперь должен был доставить в Минск хоккейную команду "Локомотива". Когда самолет начал разбег, на борту находилось 37 игроков вместе с тренером-канадцем и 8 членов экипажа. По словам Ария Новика, лайнер уверенно набирал скорость. Диспетчеры переглянулись, лишь когда Як пересек середину 3-километровой взлетной полосы, но даже не начал взлетать.

Новик: Бежал-бежал по полосе, а дальше уже выскочил за пределы полосы, по грунту начал катится, мы увидели облако пыли. И все-таки он оторвался, немножко, и потом на левый борт завалился и упал.

По одной из версий, при позднем взлете Як-42 врезался в антенну маяка на взлетной полосе. Самолет спикировал в лесополосу и рухнул в небольшую речку, примерно в 4 километрах от аэродрома.

Новик: Он упал на левое крыло, и сразу взрыв.

Ни о каких неполадках в самолете экипаж земле не докладывал, все было в норме, уверяет диспетчер. По его словам, вполне новому Яку -42, который, как и погода в тот день, был в идеальном состоянии, почему-то не хватило разгона. На языке летчиков, это называется пропустить точку безопасного отрыва. Почему? В догадках теряется и заместитель министра транспорта Валерий Окулов.

Окулов: Самолет производил взлет, перед ним было 2 тысячи 850 метров полосы, метеоусловия простые, видимость более 10 км, ветер слабый, облачность высокая, полоса сухая.

У следствия две основные версии - неисправность или человеческий фактор. Не исключено и некачественное топливо. Пробы керосина и одежда погибших опечатаны и отправлены в лабораторию, пояснил заместитель председателя СКР Василий Пискарев.

Пискарев: Основные версии лежат на поверхности. Неисправность воздушного судна и человеческий фактор, который мог привести к такой катастрофе. Изъяты необходимые доказательства.

Самолету на взлете явно не хватило тяги, считает летчик -испытатель первого класса Александр Акименков. А это значит, что либо экипаж просто забыл убрать закрылки и перевести стабилизатор в режим набора высоты, или же отказали как минимум два из трех двигателей. Если отказ техники произошел при разгоне, то у пилотов практически не оставалось выбора, говорит Акименков, безопасно затормозить самолет бы уже не успел. Выход один - попытаться взлететь.

Акименков: Если бы отказал один двигатель, то Як может взлететь и на двух, тем более с такой мизерной загрузкой. Если два отказали - это почти фантастика, но тогда сложнее. Хотя шанс есть. Выбор у них был - или затормозить и разбить самолет о препятствия или попытаться уйти от препятствий вверх.

Ошибка пилота также могла стать фатальной. Тогда как ни разгоняйся, все равно не взлетишь.

Акименков: Если, допустим, не поставить стабилизатор набора высоты, ну здесь чего? Заложники ситуации. Поднимаешь штурвал на себя полностью, самолет еле поднимает нос, угол атаки не создается и самолет обречен.

Летчик и в недавнем прошло эмигрант Илья Воронин считает, что российская школа подготовки пилотов давно устарела. В свое время ему пришлось уехать учиться летному делу в Америку, и теперь он сравнивает уровень обучения и подходы.

Воронин: В Америке больше отдается практике, упор на практику, а в России - это инженер. В России выходят с 25-50 часами налета всего, а здесь - около 150 часов. То есть, здесь получаются практики, а в России - теоретики.

Еще одна любопытная деталь - по словам медиков аэропорта Туношна, ни один из членов экипажа рухнувшего Як-42 не прошел предполетный осмотр. Рейс был чартерный и транзитный, а таких летчиков у нас не проверяют, пояснили журналистам дежурные врачи. По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело, следователи начали проверять состояние всех воздушные суда типа Як.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация