Авторские материалы Маленькие авиакомпании "выручат" страну
Персоны
Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний. В особенности, это коснется тех, у кого в парке не более 6 самолетов. По словам президента, такие маленькие компании часто не имеют сил и средств, чтобы хорошо обслуживать суда и платить зарплату летчикам. Впрочем, сами небольшие бизнес-перевозчики с президентом не согласны. Какое будущее ждет теперь деловую авиацию, выяснил корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Семкина.
Минтранс и Росавиация в ближайшее время займутся проверкой всех авиакомпаний. Особо пристальное внимание - к тем, у кого небольшой парк самолетов. По мнению властей, именно такие компании чаще всего нарушают нормативы. Это подтверждает и "Европейское агентство по авиационной безопасности" (EASA). Два года назад в "черном" списке оказались сразу 10 небольших российских перевозчиков. На первом месте уже печально известная "Як-Сервис" с парком в четыре самолета , на втором - некая "Аэростарз". Как сказано на ее официальном сайте, всего она владеет четырьмя грузовыми лайнерами и одним пассажирским. Его компания купила в 2008 году. Однако генеральный директор Марат Морозов, сам в прошлом госинспектор по безопасности полетов, ни про отрицательный рейтинг, ни про самолет бизнес-класса, ничего не знает.
Морозов: Мы пассажирами не занимаемся и никогда не занимались, мы возим грузы. Что сказать? Ни одного плохого случая у нас не было. Самолетов старых не бывает, бывают исправные и не исправные. Если в надлежащем порядке содержат, все нормы выполняют, эти авиакомпании нельзя трогать, наверное.
Еще одна авиакомпания из "черного" списка "С-эйр" переквалифицировалась в своего рода, посредники. После того, как ее лишили сертификата, она теперь сдает свои самолеты в аренду.
"С-эйр": Мы сейчас не являемся авиакомпанией, у нас нет сертификата. У нас есть самолеты, под флагом других авиакомпаний, они летают, а своего сертификата у нас нет.
А вот в авиакомпании "Джет Эйр Групп»" с парком в три самолета всерьез опасаются за свою судьбу. После заявления Медведева там готовятся к худшему.
"Джет Эйр Групп": Безусловно, все переживают. Что будет, никто не знает, какие будут основания для закрытия, требования к ним. Но в любом случае, на данный момент мы соблюдаем все правила, технические нормы выполняются вовремя.
С начала этого года количество авиапроисшествий выросло по сравнению с прошлым годом на половину, доложил в августе президенту вице-премьер России Сергей Иванов. Так, по состоянию на 11 августа, с гражданскими воздушными судами произошло 26 ЧП и 13 авиакатастроф. С нового 2012 года Росавиация планирует ввести сразу несколько новых правил и ограничений. В частности, предполагается, что в парке любого магистрального перевозчика должно быть не менее 10 самолетов одной вместимости, а с января 2013 года - не менее 20, сообщили в Росавиации. Все остальные не получат сертификат эксплуатанта. Правда, эти ограничения не коснутся деловых, чартерных и региональных авиаперевозчиков. Для них в Росавиации подготовят отдельные правила, уверяет Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы "Агентство Авиапорт".
Пантелеев: Для них тоже будет прописан ряд требований. Может, там не будет жесткого ограничения по количеству, и это не обязательно будет большая цифра, но сам подход, который сейчас предполагается авиационными властями - простой: чем более ответственный вид бизнеса, тем более строгие требования предъявляются к компаниям, которые на этом рынке хотят работать.
Все наши беды от неправильно организованной структуры гражданской авиации, уверен обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов. В Европе и Америке, к примеру, громким словом "авиакомпания" называют себя лишь крупные магистральные перевозчики, а вся бизнес и деловая авиация - это отдельные структуры, у которых даже другое сертифицирование, поясняет эксперт.
Карнозов: Там есть оператор деловой авиации, он перевозит, к примеру, менеджмент своей компании. Они не берут с менеджмента своей компании денег напрямую. А у нас это все авиакомпании! На Западе очень серьезное разделение авиации на коммерческую и деловую. Если у вас деловая, то люди, которые у вас летают, они берут на себя риски и контроль должен быть менее строгим. Может , в идеале надо ко всем очень жесткие требования предъявлять, но для этого нужен большой штат инспекторов, они будут к вам приходить, клянчить деньги. Все это мы проходили. Должны быть приоритеты!
Сегодня в России работают всего около 130 авиакомпаний. Из них, постоянно население обслуживают лишь 35. Остальные перевозчики, то есть, большинство, занимаются чартерами, грузами и корпоративными перелетами. Если в результате ужесточений их закроют, то, по словам, экспертов, возрастет нагрузка на большие авиакомпании, им придется заниматься всем: и чартерами, и регуляркой. А маленькие компании никуда не денутся, они просто будут сдавать свои самолеты в аренду большим.