Картинка

Авторские материалы Российские вокзалы частично перейдут в частные руки

12 сентября 2011, 20:45

Персоны

Вокзалы могут стать наполовину частными. Сейчас приватизировать их фактически запрещено, но дирекция РЖД намерена просить правительство снять ограничения. Главная цель - за счет инвесторов отремонтировать и модернизировать вокзальные комплексы. Инициативу руководства РЖД проанализировала корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Семкина.

Российские вокзалы частично перейдут в частные руки. Руководство РЖД предложило правительству снять ограничения на их приватизацию. То есть, любой состоятельный бизнесмен сможет приобрести в собственность землю под привокзальными магазинами, кафе и даже гостиницами. Взамен инвестора попросят помочь с финансированием капремонта путей, платформ и прочей вокзальной инфраструктуры. Примерную схему того, как поделят вокзалы рисует управляющий партнер компании "2к аудит Деловые консультации Моррисон интернешнл" Иван Андриевский.

Андриевский: Знаю, что они хотят сделать таким образом - вот есть железнодорожная ветка "Москва-Питер", они на него возьмут стратегического инвестора и все станции и полустанки отпишут ему. Другая линия -соответственно другой группировке отдадут. Вот сколько всего у нас основных веток, посчитайте, вот столько экономических группировок и будут обслуживать.

Впрочем, группировкам отойдет не всё - начальник дирекции ОАО РЖД Сергей Абрамов уточнил - "те части вокзала, которые используются для обслуживания пассажиров, останутся в собственности дирекции". Проще говоря, сами пути, платформы и залы ожидания частникам не достанутся. Однако Иван Андриевский считает по-другому - с молотка уйдут как раз самые лакомые кусочки.

Андриевский: В первую очередь, залы ожидания. Потому что это и есть та точка, где происходит сбор денег. Пассажиры не стесняются раскошелится, когда ждут поезд, и создают очень хороший налично-денежный поток. Это бизнес и сейчас существует, но сейчас налогом не облагается, но теперь ситуация будет меняться. Не стоит сомневаться, что сейчас с молотка все это уйдет. Если у нас аэропорты ключевые отданы в полном объеме частным лицам, то уж вокзальная территория 100% уйдет частным лицам.

Руководство ОАО РЖД сегодня весь день было недоступно для комментариев. Впрочем, ранее представители дирекции поясняли, что по деньгам соотношение будет примерно таким: 30% средств на модернизацию выделяет РЖД, остальные 70% - бюджеты регионов и частные инвесторы. Все очень логично, уверен зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов.

Гаврилов: Растет количество железно-дорожных путей, которые не ремонтируются, растет проблема с обновлением парка. Средств собственных не хватает РЖД, поэтому надо, чтобы государство помогало или тогда искать возможности финансировать реконструкцию вокзалом не только со стороны монополии, но и инвесторов.

Деньги на реконструкцию и модернизацию железнодорожного хозяйства глава Владимир Якунин просит у правительства начиная с прошлого года. Пока, права, безрезультатно. По его подсчетам, госмонополии сегодня требуется минимум 600 миллиардов рублей. Из них 200 РЖД готова найти сама, то есть, с помощью инвесторов, а остальные 400 рассчитывает взять у государства. Однако Минфин и Минэкономразвития пока стабильно отвечают отказом. То есть, частный капитал - пока единственный выход для РЖД, говорят эксперты. Ведь если инвестор получит не просто в аренду, а в собственность хотя бы пару площадей в зале ожидания плюс гостиницу неподалеку, деньгами РЖД будет обеспечена на годы вперед, уверен вице президент компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты" Алексей Терехов. Правда, у него есть одно опасение.

Терехов: Это можно реализовать при условии, что не будет такой вот частной монополии. А то окажется, что все точки принадлежат одному человеку и возможности этого проекта тогда окажутся под сомнением.

В будущем РЖД может оставить себе только функции диспетчера поездов и грузов, а все остальное окажется в руках частного бизнеса, уверены эксперты. Главный вопрос правда, что будет с ценами на билеты и не придется ли пассажирам тоже отчасти оплатить вокзальный ренессанс? Пока же с сентября проезд в пригородных электричках начал дешеветь. В РЖД не скрывают радости и уверяют - все расходы по инфраструктуре на себя возьмет только частный бизнес.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация