Авторские материалы Москва возродит забытую практику доходных домов
Персоны
Каждая четвертая квартира в Москве сдается в аренду по "серой" схеме. Столичные власти решили ударить по теневому бизнесу, возродив забытую практику доходных домов. В проблеме разбиралась обозреватель радио "Вести ФМ" Екатерина Высоковская.
Высоковская: Почему доходные дома? Название красивое, с внятным прононсом. Перед глазами сразу нарядные постройки - конца позапрошлого, начала прошлого веков. Со львами у подъездов и рыцарями на фасадах. Стилевое разнообразие - от полной эклектики до неоклассики, неоготики и тончайшего модерна. Дома строили зажиточные купцы и крупные промышленники для состоятельных людей. Сейчас уже не скажешь, какова была отдача с рубля и каковы сроки окупаемости. Но бум был. Только в одиннадцатом году - то есть ровно сто лет назад - построили около трех тысяч таких домов. Когда говорят "доходный дом" - сразу такой представляют. Но были и другие. Условно доходные - с виду неказистые и скромные внутри. Теперь бы их назвали ведомственными или муниципальными. Их строил город для малоимущих, владельцы мануфактур для своих работников, в таких домах селились студенты и разночинцы. Так какие дома собираются возрождать - со львами и рыцарями? Увы - нет. С удобствами - но без излишеств. И это общемировая практика, - объяснил в интервью эксперт рынка недвижимости, вице-президент Московской ассоциации риэлторов Юрий Карамаликов.
Карамаликов: Если брать опыт других столиц, то доходные дома - это один из основных источников доходов местных муниципалитетов. В городе всегда огромное количество людей, которым город предлагает жилье для того, чтобы они работали в этом городе: это врачи, это учителя, это профессиональные специалисты, которых приглашают для этого. Разница в чем, проблема-то какая - у нас квартиру дают за то, что человек работает в ЖЭКе где-нибудь, а потом его выселить невозможно, потому что у нас закон защищает интерес. Если человек прожил там больше пяти лет, он получает право на приватизацию. Доходный дом как другой статус решил бы эту проблему.
- То есть мы, когда говорим о возрождении доходных домов, имеем в виду все-таки не частных инвесторов, которые будут возводить жилье с целью сделать этот дом доходным.
Карамаликов: Частному инвестору это невыгодно, ему гораздо выгоднее построить дом с хорошими квартирами, найти покупателей и продать им все это дело...
- Тогда я понимаю так, что это еще для муниципалитета и стимул для того, чтобы привлекать квалифицированную рабочую силу, если будет возможность обеспечить ее на время работы квартирой...
Карамаликов: Конечно, конечно.
- И это еще возможность стимулировать людей выбирать те профессии, которые, может быть, не пользуются популярностью в связи с тем, что они приносят небольшой доход, но вот такое дополнение, как квартира для семьи, может решить вопрос...
Карамаликов: Вы прекрасно развили мою мысль. Потому что одновременно город будет решать и социальные проблемы. Но только доходные дома еще должны быть обязательно в спальных районах, где есть школы, где есть детские сады, где есть магазины прямой доступности. И это должны быть дома не самые современные, которые легко продать и сразу получить доход.
Высоковская: Московские чиновники уже подсчитали - сейчас городу необходимо от 100 до 150 доходных домов. В департаменте градостроительной политики надеются, что в будущем муниципалы станут серьезными игроками на рынке аренды жилья и поделят его с частниками - как минимум - "пятьдесят на пятьдесят".