Картинка

Авторские материалы Борьба с пьянством свелась к борьбе с самим собой

14 октября 2011, 21:18

Персоны

Бутылка водки в России должна стоить сто долларов. Так считает руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что будь его воля - он бы вообще запретил продавать водку. Онищенко поддержал это предложение, хотя и оговорился, что введение "сухого закона" пока не реально. Однако, по мнению Онищенко, - алкоголь должен быть очень дорогим и продаваться в строго определенное время и только в специализированных магазинах. Нуждается ли наша страна в новой антиалкогольной кампании - мнения экспертов выслушал корреспондент радио "Вести ФМ" Борис Бейлин.

В России борьба с пьянством, как правило, становится борьбой с самими собой. По крайней мере, две самые масштабные антиалкогольные компании 1914 и 1985 годов непосредственно предшествовали изменению общественного строя и серьезной корректировке государственных границ. Император Николай Второй запретил продажу алкоголя сначала на время мобилизации, а затем и до конца Первой мировой войны. Тот "сухой закон" действовал и при Временном правительстве и Совнаркоме. Его отменили только в 1923. А еще через пару лет Сталин, говоря о продаже спиртного заявил, что нельзя делать строить социализм в белых перчатках. Борьба с "зеленым змием" возобновилась только при Хрущеве. В 1958 году это называлось "наведением порядка в торговле крепкими спиртными напитками". В 1972 году уже при Брежневе был брошен лозунг "Пьянству бой". В то время появились печально известные ЛТП - лечебно-трудовые профилактории. На такую профилактику отправляли принудительно. Торговать крепким алкоголем было запрещено с семи вечера - до 11 утра. Однако алкоголизация населения все равно увеличивалась.

В 1985 году выяснилось, что среднестатистический советский гражданин выпивает в год 10 литров чистого алкоголя. Лозунгом новой компании стала фраза "Трезвость - норма жизни". За два года существенно сократилось число бытовых преступлений. Увеличилась рождаемость, снизилась смертность. С другой стороны, стали больше умирать от суррогатных напитков, казна без "пьяных денег" оскудела, а авторитет партии и ее генсека Горбачева отчасти и поэтому резко упал.

И наконец, та кампания привела к изменению предпочтений советских людей, отмечает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. К концу правления Горбачева страна прочно встала на пиво-водочные рельсы.

"Он кардинально изменил структуру потребления. Наше население пило преимущественно вино, а превратилось в пиво-водочно-суррогатное государство, каким оно и сегодня является. И причем все это произошло к 90 году", - говорит Дробиз.

Между тем, считается, что люди из так называемого "винного пояса" (Это Юг и Центр Европы) гораздо более устойчивы к алкоголизму, чем граждане стран, где предпочитают пиво или водку. Горбачевская же компания нанесла удар по виноделию. В нынешней ситуации - власти должны действовать осторожно, считает главный нарколог Минздравсоцравития Евгений Брюн. По его словам, следует неуклонно, но постепенно поднимать цены на крепкий алкоголь.

"Крепкие спиртные напитки должны стоить очень дорого и быть малодоступными. Но все эти меры должны вводится постепенно - в течение одного поколения. К сожалению, здесь нельзя применять однократные, быстрые меры. Это чревато бунтами, бутлегерством и незаконным производством алкоголя. И в каждой семье будут алкоголь производить", - констатирует эксперт.

С другой стороны, повышение цен на водку приведет к увеличению отравлений суррогатным алкоголем, напоминает Вадим Дробиз. Ведь даже сейчас паленые напитки пьют, несмотря на то, что дешевая легальная водка стоит всего сто рублей.

"В России в прошлом году было выпито 800 миллионов литров суррогатов. И это не потому, что эти люди испытывают классовую ненависть к французским винам и коньяку. Нет, у них просто нет денег даже на нелегальную водку. Поэтому они гонят самогон. Покупают спиртосодержащие жидкости и так далее. В этом смысле можно хоть 200 долларов за бутылку сделать", - утверждает нарколог.

Борьба с алкоголизмом не может исчерпываться запретительными мерами и ценовыми барьерами, считает руководитель медицинских программ фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Сергей Полятыкин. Пьянство - это социальная проблема, а не организационная.

"Говорят не об общей сбалансированной политике. Вместо этого они говорят постоянно об ужесточении. Об ужесточении ответственности за торговлю, об ужесточении ответственности за потребление. Вот это ужесточение без предложения альтернатив, людям оно приводит в конце концов к общему ожесточению", - уверен Полятыкин.

Между тем, по данным соцопросов последних лет, большинство россиян (примерно 65 процентов) поддержали бы новую антиалкогольную компанию. Впрочем, в основном за счет женщин - это оценка ВЦИОМ. Мнение мужчин по этому поводу разделились практически поровну.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация