Авторские материалы Историк "сдавал" репресированных
Персоны
В Архангельске начался судебный процесс над историком, заведующим кафедрой Поморского Госуниверситета Михаилом Супруном и начальником информационного центра областного УВД Александром Дударевым. Их обвиняют в том, что они незаконно переправили в Германию хранящуюся в наших архивах информацию о репрессированных в сталинскую эпоху немцах. Слушания проходят в отсутствии Супруна. Он сейчас находится за границей. Подробности этого дела - у Бориса Бейлина в эфире радио "Вести ФМ".
По данным следствия, Александр Дударев по просьбе Михаила Супруна копировал дела спецпереселенцев, выселенных на территорию Архангельской области в 1945-56 годах. В основном это этнические немцы и поляки. Среди них были солдаты и офицеры Вермахта, служащие немецких учреждений. За одно дело Дударев получал 82 евроцентра. А всего таких дел было около 40 тысяч. В итоге вся информация была передана по специальному договору "Немецкому Красному Кресту" города Мюнхена и историческому обществу "Немцы из России" города Нюрнберга. Причем немецкая сторона наделялась правом распространения полученной информации. Сумма контракта 40 тысяч евро.
Прокуратура усмотрела в этом нарушение российских законов. Прежде всего - разглашение сведений о частной жизни. У нас существует 75 летний срок, в течение которого, доступ к личной информации должен быть ограничен. И этот срок по переданным делам не истек. Причем поводом к возбуждению уголовного дела, по данным следствия послужили "заявления нескольких граждан, которые просили привлечь к ответственности лиц, незаконно получивших и распространивших данные об их частной жизни, либо о жизни их родственников". Что это за люди - немецкие или российские граждане - не уточняется. Не знает инициаторов дела и член общества "Немцы из России" Антон Бош.
"Мы заключили договор и стали работать. Но через год какое-то частное лицо подало заявление: он воспротивился тому, чтобы передавали сведения о его родителях "Красному Кресту" в Германию. Но ничего еще не передали. Было намечено так: мы закончим исследовательскую работу, по результатам исследования мы хотели провести научную конференцию в Архангельске, и по результатам конференции решить, что опубликовать", - говорит Бош.
Между тем, в делах о спецпереселенцах могла быть информация не только о высланных, но и о сотрудниках МГБ и МВД, которые непосредственно осуществляли репрессии, отмечает директор Информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.
"Конечно, информация о том, кто был палачами-следователями, или о том, кто стучал и доносил, скажется (даже на эмоциональном уровне) на тех людях, которые являются потомками этих доносителей, или этих следователей", - констатирует Власов.
Михаила Супруна обвиняют по статье "нарушение неприкосновенности частной жизни". Наказание до двух лет тюрьмы. Александру Дудареву ставят в вину "превышение должностных полномочий" - до четырех лет лишения свободы. По мнению председателя коллегии адвокатов "Смаль и партнеры" Максима Смаля, обнародование информации о репрессированных, вряд ли может квалифицироваться как "вмешательство в личную жизнь".
"Практически все судебные разбирательства открыты на сегодняшний день. Поэтому какой-либо секретности в том, что тот или иной человек подвергался преследованию, тем более если, как выясняется, это были репрессии, то есть незаконные приговоры, то сам факт публикации не свидетельствует о том, что это вмешательство в чью-то личную жизнь".
Отмечу, что с прошлого года Министерство обороны формирует огромную базу данных обо всех награждениях во время Великой Отечественной Войны. Причем на начальном этапе в открытом доступе находилась информация не только о награждениях, но и о месте жительства награжденных. И хотя это были данные военного времени - теоретически они могли представлять угрозу некоторым героям войны, поскольку злоумышленники - охотники за орденами - получали информацию об их возможном местонахождении. Позднее адреса награжденных были скрыты. Никаких санкций к Минобороны в связи с этим не последовало.