Авторские материалы Владельцы терминалов оплаты используют тактику ласковых телят
Персоны
Геннадий Онищенко присматривается к онлайн-деньгам. Роспотребнадзор и Союз потребителей намерены изменить систему платежей за услуги сотовых и интернет- операторов. Логика поправок в законодательство: комиссию пользователя за проведение платежа надо отменить. Платежные системы должны получать деньги от компаний связи, а затем - делиться их частью с собственниками терминалов. Банки работают по такому принципу давно, а вот тем, кто проводит электронные платежи, интерес ведомства г-на Онищенко к их бизнесу кажется неуместным. Подробнее - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" - Сергея Артемова.
Высокие комиссии - порой до 15% - за проведение платежа через уличный терминал возмущают Роспотребнадзор и общественников. Последние - в лице председателя Союза потребителей России Петра Шелища - подозревают, что владельцы терминалов буквально исповедуют "тактику ласковых телят":
В законе о платежных агентах сказано, что платежный агент связан с получателями платежа. Так что они получают деньги не только от нас, потому что договор вряд ли заключается безвозмездный.
Но задумка чиновников не находит отклика у бизнесменов от платежей. По словам главы Совета НАУРЭП Александра Широковских-Смирнова, вмешательство государства в цепочку "клиент-посредник-оператор" негативно скажется на ней:
Когда существуют три столба сделки: оператор, покупатель и посредник в виде платежной системы - в эту цепочку встраиваться государству бессмысленно. Страдать будут владельцы терминалов, покупатели, потеряют деньги и операторы услуг, которым государство будет диктовать правила ведения бизнеса.
Но пока, говорит Петр Шелищиз СПР, явно страдают только две стороны. И приводит пример условного платежа в 300 рублей через терминал:
Но дошли до оператора связи - при 10%-ной комиссии только 270. Значит, это прямое воровство у операторов. Ведь вы могли наговорить на большую сумму. Убежден, что у операторов связи есть рычаги влияния на провайдеров платежей, чтобы снизить процент комиссии: не хотите - не надо, обойдемся без вас.
Без них, между прочим, вполне обходятся банки. Оплата услуг связи через банкомат давно проводится без комиссии, говорит директор департамента платежных карт "Промсвязьбанка" Валентина Кузьмина:
Банк работает на коммерческой основе, по договорам с операторами и интеграторами. От них он получает вознаграждение - потому и не берет денег с клиентов и оплачивает стоимость интерчейнджа.
И договоры позволяют банкам регулировать уровень своей прибыли, продолжает Валентина Кузьмина:
Могут быть варианты: прямая комиссия - процент от транзакций, может быть фиксированная сумма. А также сумма может меняться в зависимости от объемов.
Такую же схему предлагают и владельцам терминалов. К слову, отчетность по платежам через банк - вполне строгая. Вероятно, обращение к этой теме вызвано и желанием усилить фискальным контроль. Формально же Геннадий Онищенкоозабочен вот чем: "Если речь идёт об обмане потребителя, неполном информировании или использовании недостаточной грамотности населения, то мы хотели бы в правовых рамках сделать так, чтобы стоимость услуги была объективной". Но Александр Широковских-Смирновиз НАУРЭП считает, что в рамках рынка все, что не запрещено - и есть объективно:
Никто не принуждает пользоваться терминалами. Это режим добровольной сделки. Если потребителю не нравится платить, он не платит, нравится - платит. Все получают от этого удовольствие.
Так что, если под напором ведомства посредники не уберут комиссии за платеж, то следуя мысли Геннадия Онищенко, их обяжут нанести на терминалы надписи о возможном обмане клиентов.