Картинка

Авторские материалы Охота на фотографии Кубрика закончилась успешно

18 ноября 2011, 21:40

Персоны

В Московском доме фотографии открылась выставка снимков Стэнли Кубрика. Культовый американский режиссер, оказывается, был еще и первоклассным фотографом. Его репортажи о послевоенной жизни Нью-Йорка, снятые в годы работы для журнала "Лук", долгое время считались утерянными. Подробнее - корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Щербинина.

За фотографиями, сделанными молодым Стэнли Кубриком, охотились музеи, исследователи и друзья режиссера, но даже сам автор не мог сказать, где они. Удача улыбнулась немецкому искусствоведу Райнеру Кроне. Узнав, что Кубрик начинал карьеру фотокорреспондентом в журнале Look, Кроне скупил все выпуски с 1945 по 1950 год и загорелся идеей разыскать негативы, вспоминает исследователь.

"Я нашел их в Библиотеке конгресса в Вашингтоне. Я знал, что Кубрик делал снимки в юности и потратил много времени на их поиски. Я спрашивал самого Кубрика буквально за полгода до смерти, но он сказал: "Прости, я не знаю, где они", - рассказывает Кроне.

То, что удалось найти и собрать Кроне (12 тысяч оригинальных негативов), - лишь 10 процентов всего, что снял Кубрик для журнала Look. За пять лет работы в популярном нью-йоркском издании будущий режиссер достиг настоящего мастерства. Его снимки поражают своей напряженностью и оригинальной композицией, говорит директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.

"До сих пор мы не понимаем, как Кубрик ставил свет. Как Кубрик, не пользуясь ни одним осветительным прибором, с маленькой камерой и маленькой вспышкой, умудрился сделать фотографии, в которых свет играет совершенно мистическую роль", - удивляется Свиблова.

Роман с фотографией начался у Кубрика с 13 лет, когда отец купил ему первую камеру. Не очень увлеченный учебой, Кубрик проводил время на улицах Нью-Йорка, фиксируя жизнь самого города и его жителей. В 17 лет он продал свою первую фотографию известному журналу Look и после школы пошел туда работать. В качестве репортера Кубрик снимал уже не только нью-йоркские улицы, но и светских персонажей, ученых, звезд кино и спорта. Однако на выставке есть и очень яркие непостановочные фотографии, говорит Кроне.

"Кубрик поехал в Лиссабон в 1949 году и сделал серию фотографий, которые я люблю больше всего. Это фотографии рыбаков, тянущих канат. Снимки сделаны очень отстраненно, в них нет сентиментальности, романтики. Вы не воскликнете, глядя на них: "О, бедные рыбаки". Наоборот, Кубрик показывает красоту их движений, их тел", - рассказывает Кроне.

Кроме фотографий на выставке можно увидеть и первые фильмы Кубрика. Две короткие документальные ленты наглядно демонстрируют, как фотография повлияла на его видение, как будущего режиссера, считает Ольга Свиблова.

"Кубрик снимает на черно-белую пленку, не пользуется цветом. Мы видим, как он готовит и руку, и глаз, и вообще свое сознательное и бессознательное к кино. Все, что он снимает, - это абсолютная динамика, несмотря на то, что кадр, казалось бы, внешне статичен", - полагает Свиблова.

В 23 года Кубрик ушел из фотографии в кино. В дни выставки, которая продлится до 29 января, в кинозале Дома фотографии будут показаны и самые известные фильмы мастера.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация