Авторские материалы Погибшие при пожаре грузчики обрекли себя на добровольное рабство
Персоны
Следователи обнаружили на месте пожара на Качаловском рынке на юге Москвы останки 17 человек, сообщили в Следственном комитете. В настоящее время осмотр места происшествия завершен. На месте пожара побывал корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Небольшая огороженная площадка на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. На вывеске написано "Качаловский рынок". Но рынка как такого там нет. Есть стоянка фур, автосервис и два синих ангара. В одном из них и произошел пожар. На втором этаже стены из гофрометалла выворочены пожарными, чтобы легче тушить, за панелями - горелый утеплитель. Официальные лица причину возгорания пока не называют, но, скорее всего, этот выделяющий ядовитые пары утеплитель и стал причиной смерти 17 человек. Кто они, откуда они там взялись? С этим вопросом я хотел обратиться в дирекцию рынка. Но дверь была заперта. Пришлось спрашивать у представителей диаспор, что торгуют на этом рынке:
- Не скажете, где можно директора рынка найти?
- В такое время вы вряд ли его найдете.
У журналистов и зевак, стоящих возле сгоревшего ангара первоначальной версией было, что причиной смерти людей стало возгорание товара. Раз рынок строительный, то могли торговать на нем чем-нибудь пожароопасным, лаками, красками, обоями или опять же утеплителем. Но местные торговцы все мне разъяснили:
- Вода, "Фанта", "Кола", такие вещи.
- Так это строительный рынок?
- Нет. Там вода.
- То есть туда можно было заходить и покупать?
- Можно, там оптовый.
- То есть если они угорели, то угорели от изоляции?
- Наверное, да. Там узбеки работали, наверное, пьяные были.
По словам торговцев в этом ангаре жили узбеки. По другим данным, таджики. Чем они занимались, рассказал мне другой местный обитатель:
- Грузчики с этого рынка...
- А сколько их там было?
- Ну откуда ж я знаю?
Погибли грузчики, что днем работали на соседнем большом и действительно строительном рынке, а ночью коротали время в этом ангаре. Помещение, даже если судить по металлическим стенам и отсутствию окон, мало приспособлено для жизни. Ни о каком официальном оформлении такого жилья речь, конечно, тоже не шла, сообщила пресс-секретарь Федеральной миграционной службы Залина Корнилова:
"Сейчас сложно определить личности людей, но мы знаем, что по этому адресу никто не состоял на миграционном учете. Но это не значит, что люди могли находиться в России незаконно. Они могли состоять на миграционном учете по другим адресам. Закон это позволяет. В настоящее время установлен владелец этого здания, сейчас им занимаются правоохранительные службы".
Глава МЧС Сергей Шойгу, ответственный за тушение пожара, удивлен, почему люди живут на рынке? И просит разобраться в этом правоохранительные органы. Но в принципе ответ на этот вопрос не сложен, убеждена руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева:
"Это, во-первых, стремление сэкономить. Если бы люди были уверены, что завтра им выплатят заработанные ими деньги, они бы имели право выбора на лучшее жилье. Но зная, что сегодня ему дадут 50%, а завтра вообще ничего не дадут, и он окажется на улице, такие люди страшно благодарны торговцами вот этими контейнерами, которые делают вот эти коробки-гостиницы и имеют с этого определенные деньги".
То, в каких условиях живут и трудятся многие тысячи мигрантов, подпадает под определение "добровольное рабство", констатирует Гавхар Джураева:
"Никогда не могу понять моих оппонентов, которые говорят: "А кто его звал? Почему он в такие условия пошел?" Я думаю, что тяжелый труд - это выбор достаточно тяжелый и для семьи, и для конкретного человека. Если он на это решается, значит, он вынужден".
ЧП с рынками в столице случаются с мрачной регулярностью. В феврале 2006 года под тяжестью снега обрушилось крыша здания Басманного рынка. ЧП произошло рано утром, еще до открытия рынка. Погибли ночевавшие в нем 66 грузчиков и торговцев, ранены более 30. В декабре 2009 года в результате поджога сгорела гостиница на строительной мытищинской ярмарке, и там тоже было около десятка жертв. И вот очередной трагический инцидент, теперь на Качаловском рынке, что на юге Москвы.