Авторские материалы Российским интернет-пиратам закон не писан
Персоны
Электронное Сомали. Несмотря на все попытки борьбы с интернет-пиратством, ситуация в России в лучшую сторону не меняется. Об этом сегодня в утреннем эфире говорил с экспертами Владимир Соловьев. В проблеме разбиралась и корреспондент "Вести ФМ" Анастасия Борисова.
Каждый пятый россиянин – пират. И это лишь примерная статистика использования нелегального софта, видео и музыки. Итоги смс-опроса слушателей "Вестей ФМ" также оказались неутешительными: пиратством так или иначе занимаются практически все. Джин выпущен из бутылки, говорит основатель сайта reg.ru, интернет-деятель Филипп Гросс-Днепров.
"Весь этот контент есть на огромных количествах серверов по всему миру. Как давать деньги людям, которые это записали, наследникам и так далее. Они за это ничего не получают, вообще ничего, ноль. За все песни отца, вот все авторские принадлежат мне, и там получается от 4 до 6 тысяч рублей в месяц через РАО, это то, что платят на концертах, очень мало", - возмущается Гросс-Днепров.
Реально песен используется гораздо больше, другое дело, что берут их с пиратских ресурсов, добавляет Филипп Гросс-Днепров. По закону за пиратство может грозить и штраф до 5 миллионов рублей и лишение свободы до 6 лет. И с точки зрения законодательства у нас в стране все хорошо, хуже обстоит с его исполнением, говорит ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Иван Близнец.
"Я считаю, что, в основном, конечно, сложность этих дел, которые рассматриваются судами, отсутствие специализированных знаний и навыков у судей в этом вопросе. Создание суда по интеллектуальным правам – это очень значительный шаг в деле расширения правоприменительной практики в отношении пиратов", - отмечает Близнец.
Такие суды в России должны заработать с февраля 2013 года. Между тем, музыкальные правообладатели жалуются уже сегодня. Отрасль в упадке, говорят они. Чем шире деятельность пиратов, тем меньше стимула делать качественную музыку. Нужно вводить жесткие наказания, говорит продюсер Иосиф Пригожин.
"Должен быть жесткий закон, как во Франции, например, вот у меня товарищ зашел в торрент 3 раза – ему выставили штраф в 250 тысяч евро, а в четвертый раз ему вообще отрубят Интернет, и он в течение 10 лет не сможет им пользоваться. Все. Ему проще не нарушать этот закон. Любой вопрос, связанный с интеллектуальной собственностью, должен регулироваться исключительно на государственном уровне", - объясняет Пригожин.
Впрочем, гарантии, что подобные меры принесут должные плоды у нас нет, говорит Иван Близнец.
"Та же Франция, которая приняла очень жесткий закон в сфере авторского права в Интернете, она абсолютно не свидетельствует тому, что у них все сразу стало хорошо. Нельзя какой-либо опыт той или иной страны брать и тупо переносить на нашу почву российскую", - добавляет Близнец.
Больше всего страдают и больше всего говорят о пиратстве представители музыкальной и киноиндустрии. В то время как именно эти две отрасли одни из самых неповоротливых, говорит президент компании "Интернет и право" Антон Серго. Они работают по стандартам, которые в 21 веке уже зачастую неактуальны.
"Необходимо искать более гибкие бизнес-модели, то есть предлагать пользователям разные способы оплаты контента, и это гораздо лучше, это будут нормальные шаги навстречу друг другу, нежели вот репрессивные меры борьбы с пользователями, которые, понятно, на самом деле можно рассматривать как стрельба из пушки по воробьям", - считает Серго.
Гибкие бизнес-модели уже найдены, например, в сфере софта. Там, предлагая бесплатный продукт, правообладатель вместе с тем предлагает пользователю посмотреть рекламу. И зарабатывает деньги таким образом. При этом от назойливых роликов и баннеров всегда можно избавиться, заплатив за это правообладателю.