Авторские материалы Газовые компании привязывают клиентов с убытком для себя
Персоны
Спот против привязки. Европейский рынок газа выбирает текущие котировки цен по поставкам в ущерб традиционной практике "Газпрома", который ведет продажи на основе привязки к биржевой цене нефти. В нынешнем году, по ряду оценок, объем проданного по спотам газа впервые может превысить реализацию по долгосрочным контрактам. Российские аналитики критически воспринимают эти прогнозы, но признают тревожные сигналы для Газпрома. Об этом - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" - Сергея Артемова.
Увеличение продаж газа по спотовым ценам, говорит независимый аналитик Дмитрий Лютягин, постепенно формирует рынок этого сырья по аналогии с нефтяным:
"Там нет никаких долгосрочных контактов. Есть цена, приходит клиент, покупает у нефтяной компании тот объем нефти, который ему нужен - по цене, которая фиксируется на дату заключения контракта. По газу тренд идет в том же направлении и отвязке цены газа от долгосрочных контрактов".
Достижение спотовым газом половины объемов европейских продаж в этом году маловероятно, считает аналитик агентства "Русэнерджи" Михаил Крутихин:
"До сих пор они не превышали 30-35% от общего движения газа через границы. Но так, чтобы скакнуть сразу за 50%, - это вряд ли".
К тому же, добавляет Михаил Крутихин, практику долгосрочных контрактов на поставку газа, привязанных к цене нефти и нефтепродуктов, исповедует не только "Газпром":
"Например, с Норвегией, Алжиром и поставщиками СПГ - там тоже около 20% реализуются по спотовым и краткосрочным контрактам. В основном, это долгосрочные контракты - с той же Нигерией, Тринидадом и Тобаго и так далее".
Для перехода на биржевые продажи газа сейчас нет свободных ресурсов, считает аналитик "Номос-банка" Денис Борисов:
"Большинство спотового газа, который присутствует на рынке сейчас, а по нашем оценкам - 20-35% сделок по таким ценам совершается, - так вот, большинство вовлеченных в это запасов подходит к концу. Основные газодобывающие страны, они недостаточны для того, чтобы сделать рынок газа таковым, как организован рынок нефти".
Но эти ресурсы есть в США. Именно появление американского газа в Европе, полагает Денис Борисов, изменит всю систему ценообразования. Но за океаном пока не готовы терминалы для сжижения газа:
"Ряд компаний уже заявили о начале таких работ. Однако сейчас американский газ не представлен на европейском рынке. Чего сейчас нет - но если это произойдет, только в этом случае европейский рынок может оказаться под серьезным давлением, потому что сейчас цены на газ в США находятся на отметке в 100 долларов за тысячу кубов. В одном из крупнейших европейских терминалов Зебрюгге варьируются от 300 до 350 долларов, а "Газпром" продает в Европу за 450 долларов за 100 кубов".
Столь весомая разница, уверен Михаил Крутихин из агентства "Русэнерджи", подвигнет европейских потребителей к активным действиям:
"До 2030-го года разница между спотовыми ценами и ценами долгосрочных контрактов будет сохраняться на уровне от 30 до 50 долларов за 1000 кубометров. У европейцев - мощнейший стимул нажимать на "Газпром", норвежских и алжирских поставщиков с тем, чтобы изменить условия долгосрочных контрактов, сделать их хотя бы чаще изменяемыми".
Менеджмент "Газпрома", говорит Денис Борисов из "Номос-банка", реагирует на рыночные изменения:
"Последние действия всем известны: "Газпром" договорился с рядом партнеров о снижении. Хотя, как говорят менеджеры, речь идет об изменении внутренних параметров формулы. Хотя понятно, основная причина заключается в ситуации на спотовым рынке".
Исполнятся ли планы "Газпрома" через 8 лет обеспечивать газом треть европейских потребностей? Ответ неочевиден, тем более что монополия порой играет против самой себя - часть газа из "Северного Потока" уже продается дочками "Газпрома" по спотовым ценам. Клиентов приходится привязывать, даже с убытком для себя.