Авторские материалы Интернет-мошенники давят на жалость
Персоны
Фантазии интернет-мошенников можно только позавидовать. На это раз любители лёгких денег решили надавить на жалость завсегдатаев соцсетей "Вконтакте" и "Фэйсбук". Недавно там появилось объявление с просьбой спасти несчастных далматинцев. Подробности у корреспондента "Вестей ФМ" Елены Черепановой.
Черепанова: С фотографии на доверчивых пользователей грустными глазами глядит несколько крохотных щенков. Автор просит по возможности забрать зверей себе, иначе хозяева грозятся их утопить. Для этого нужно либо позвонить на указанный номер, либо сделать перепост объявления. И всё бы ничего, если бы у отзывчивых пользователей после звонка с сим-карт загадочным образом не исчезали все деньги. В том, что такие случаи происходят всё чаще, нет ничего удивительного, говорит управляющий партнер агентства "Социальные сети" Денис Терехов. Сами соцсети регулировать подобный контент просто не могут.
Терехов: Мошенники довольно изобретательны. Если раньше были сообщения из серии "Мама, я попал в беду, положи на этот номер деньги", и всё ограничивалось этим или предложением отправить какую-то СМС, потому что ты в лотерее выиграл автомобиль, то сейчас мошенники куда более изобретательны. Они стараются давить на жалость, придумывают подобные проекты. И здесь, к сожалению, даже самые изощрённые специалисты по коммуникационным технологиям иногда могут оказаться в непростой ситуации, потому что действительно, глядя на фотографию с котёнком, ты не поймёшь, обманывают тебя или это правда проблема, правда такая трогательная история.
Черепанова: Статистика попавшихся на подобные уловки не утешает. Ежегодно на счета электронных преступников поступают миллионы рублей. Пресс-секретарь компании "Мегафон" Юлия Дорохина рассказала, что сотрудники абонентской службы с такими обращениями сталкиваются едва ли не каждый день.
Дорохина: Жалоб о мобильном мошенничестве на самом деле много. В 2011 году наши специалисты по борьбе с мобильным мошенничеством обработали порядка 65 тысяч обращений клиентов по фактам, связанным с действиями злоумышленников. По факту, по 2011 году мы вернули нашим абонентам порядка 9 млн рублей.
Черепанова: Вернуть незаконно списанные деньги на счёт действительно можно, соглашается президент компании "Интернет и право" Антон Серго. Вопрос лишь в том, сколько сил и времени на это нужно потратить. Правоохранительные органы на такие обращения обычно реагируют не очень оперативно. Больше надежд в этом случае можно возлагать именно на своего оператора, и обращаться к нему нужно как можно быстрее, говорит эксперт.
Серго: Когда оператор делает те или иные денежные переводы, он делает их со значительной задержкой по времени. От нескольких дней, а у некоторых операторов она может составлять дней 10-15. Это как раз сделано именно на тот случай, если по данной транзакции поступят какие-либо претензии, то, соответственно, получатель денег не получит их до тех пор, пока эти вопросы не будут сняты. Это делается именно для того, чтобы в случае несанкционированной тразакции эти деньги можно было достаточно легко вернуть абоненту без необходимости, что называется, поиска преступника.
Черепанова: Случай с несчастными щенками, после "помощи" которым баланс сим-карты уходит в ноль, далеко не самый показательный. Доверчивых пользователей соцсетей просят помочь голодающим в Африке, детям, больным раком. Спекулировать можно на чём угодно, лишь бы абонент набрал заветный номер или отправил СМС. До сих пор в Интернете просят сделать перепост объявления о бабушке, которая продаёт платки у Белорусского вокзала. Неизветсный блогер как-то написал, что 87-летнему ветерану войны нечего есть. Оказалось, что старушка просто подрабатывает торговлей и совсем не бедствует.