Авторские материалы От кого надо защищать детей?
Персоны
Сегодня в Международный день защиты детей активисты "Молодой гвардии" на Болотной площади провели акцию против политики западных держав в отношении детей, родившихся в браке между гражданами России и представителями других государств. А также против убийств русских детей иностранными усыновителями. Между тем, статистика такова, что условия жизни детей в самой России оказываются как минимум не лучше. Мнения экспертов изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Статистика на первый взгляд печальна. В России число детей, пострадавших от преступных посягательств со стороны собственных матерей и отцов, за последние 10 лет возросло почти в два раза. И превысило цифру 4000. И это только случаи, зафиксированные полицией. Убито в прошлом году более тысячи детей, треть этих преступлений совершили родители жертв. Т.е. защищать ребенка надо, прежде всего, именно от своих же ближайших родственников, а не от иностранцев, считает руководитель общественной организации "Родительское собрание" Константин Долинин.
"Система раннего выявления семейного неблагополучия должна быть. И мы, к сожалению, путем невмешательства, получаем в итоге социальных уродов или травмированных людей. И здесь государство все-таки должно себя проявить. Путем правовых защитных программ, путем горячих линий, от насилия детей защищать. И уходить государству из этой сферы, я считаю, нельзя. Это преступление", - говорит Долинин.
Семейное насилие уже давно переросло в системное явление – даже избиения несовершеннолетних родителями зачастую и вовсе не воспринимаются как преступления. Но есть и другое мнение. Какой-то процент домашнего насилия есть во всех странах, в том числе самых развитых. А в России он, по словам члена центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольги Летковой, на самом деле достаточно низкий.
"В результате нашей давнишней культуры. Если мы посмотрим статистику, а мы выясняли, именно жестокого обращения с детьми в семьях, то это на самом деле меньше десятой доли процента. Настолько низок процент этих дел. На самом деле каждая история раздувается, показывается, как будто у нас во всех семьях происходит такое вот истязание детей. Это не так, но делается это для того, чтобы именно провести эту вот ювенальную систему", - отмечает Леткова.
Ювенальная юстиция – модный в последние годы термин. В западных странах, а теперь и у нас, он подразумевает придание всей полноты прав несовершеннолетним, а еще точнее – правовой безнаказанности, констатирует Ольга Леткова.
"И в итоге, все, что хочет ребенок, родитель должен делать. Это вот ювенальная юстиция, которая вмешивается в жизнь семьи с целью защиты таких вот прав либеральных, и часто, к сожалению, это заканчивается разрушением семьи. То есть отбиранием ребенка, когда родители объявляются насильниками, не потому что они, действительно, насиловали, или как то их истязают, а потому, что элементарно что-то запрещают то, что вредно ребенку", - добавляет Леткова.
В России гораздо критичнее, по мнению многих экспертов, обстоит дело с сиротством. Вот это, действительно, серьезнейшая проблема. Статистика – на уровне военных лет. Более семисот тысяч сирот. И 90 процентов становятся таковыми при живых родителях. Это так называемое социальное сиротство, отмечает Константин Долинин.
"Родители живы, даже в браке могут жить, а ребенок им не нужен. Бывают мотивы очень разные. Либо наркотики, либо преступность, весь букет, так сказать, получаем. Но социальное сиротство приобретает большие масштабы. Беспризорников больше, чем в Великую Отечественную войну", - поясняет Долинин.
Как защитить ребенка от перспективы стать сиротой. При живых родителях. Это целый комплекс экономико-социальных проблем. И четкого ответа пока, к сожалению, у государства нет. Вообще же над нашими детьми витает много опасностей, от которых подрастающее поколение нужно защищать.
Здоровье ребенка – это во многом вопрос здорового образа жизни, экологии и медицины. С этим в стране тоже большие проблемы. Далее, криминальные посягательства в отношении детей со стороны насильников и педофилов. Ловить их должна полиция. Ну а ребенку нужно объяснять, когда и куда ему можно ходить, а куда не стоит. А еще воспитывать в детях смелость, уверен директор Института консультирования и системных решений Михаил Бурняшев.
"Тут вопрос-то в чем? Чтобы они не боялись столкновений с подобного рода личностями. Такие личности обычно реагируют на страх, и если ребенок страха не показывает, то соответственно, вероятность нападения в этом случае снижается практически на 90 процентов", - поясняет Бурняшев.
Последние годы всеобщей информатизации добавили нашим детям еще опасность. Ее как-то не воспринимают пока всерьез, ну, чем бы дитя не тешилось. А между тем, опасность эта весьма серьезна, часто разрушающая психику наших детей. И речь идет фактически о параллельном пространстве Интернета, говорит уполномоченный по правам ребенка Москвы Евгений Бунимович.
"Все, что связано с онлайном, с социальными сетями. И там очень много есть сайтов, посвященных самоубийству, и жестокости, и в этом пространстве, в котором наши дети ориентируются гораздо лучше нас, мы пока не знаем, честно говоря, какие способы защиты наших детей вот в этом виртуальном пространстве. Мне кажется, это новый вызов, который надо осознать", - поясняет Бунимович.
Здесь, конечно, основной вред от долгосидения, многочасового, за компьютером. И не только психике, но и зрению, осанке, весу, и много чему еще из сферы здоровья. Совсем запрещать не надо. Советуют эксперты. А вот ограничить пребывание в Интернете ребенка можно. И это под силу даже самым слабохарактерным родителям, ну, хотя бы до одного часа в день.