Авторские материалы Сунженский район нельзя однозначно назвать чеченским или ингушским
Персоны
Рамзан Кадыров заявил о правах Чечни на два района Ингушетии. По его словам, есть архивные документы, которые подтверждают, что Сунженский и часть Малгобекского районов Ингушетии исторически принадлежат Чеченской Республике. В связи с неожиданно возникшим спором о принадлежности этих территорий Ингушетии обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко напомнил историю вопроса.
Во-первых, перед революцией 1917 года территория нынешних Чечни и Ингушетии входили в состав Терской области Кавказского наместничества. Терская область, в свою очередь, делилась на округа, в том числе Грозненский, Назрановский и Сунженский. Если первые два могут быть четко ассоциированы, соответственно, с Чечней и Ингушетией, то наличие третьего - Сунженского, состоявшего из земель по обе стороны одноименного хребта, уже по определению было заявкой на претензии со стороны обоих народов.
Другое дело, что в советские времена на протяжении десятилетий принцип административно-территориального деления этих мест строился на понимании чеченцев и ингушей как одного народа. В 1920 году был образован Сунженский район в составе Горской республики, провозглашенной на 1 съезде народов Терека. До 1929 года он также назывался Сунженским казачьим округом, после чего был включен в состав Чеченского автономного образования. В 1934 году была провозглашена Чечено-Ингушская автономная область, вскоре преобразованная в республику, и Сунженский район, естественно, вошел в состав этого, скажем так, сдвоенного с этнической точки зрения субъекта советской федерации.
Возможно, что указания президента чеченской Республики Рамзана Кадырова на наличие архивных материалов, доказывающих принадлежность к Чечне Сунженского, а также части Малгобекского районов, строятся на прочтении документов периода 1929-34 годов, где используется термин "чеченский".
Президент Ингушетии Юнусбек Евкуров ратует за сохранение сложившегося статус-кво, подчеркивая, что существующие ныне границы совпадают с зонами компактного проживания ингушей. Действительно, около 65 процентов населения, проживающего ныне на территории Сунженского района Ингушетии - это ингуши. Причем это люди, которые, принимая участие в выборах последних лет, сформировали действующие органы государственной власти в республике.
Естественно, что до разделения Чечено-Ингушской АССР на две самостоятельные республики, которое произошло явочным порядком по инициативе Грозного осенью 1991 года, вопрос о принадлежности Сунженского района не возникал. Соответствующие поправки в Конституцию Российской Федерации, тогда еще образца 1978 года, были внесены 10 декабря 1992 года без детального описания границ, одобренного обеими сторонами. Так что с формальной точки зрения граница между Чечней и Ингушетией до настоящего времени остается неутвержденной. А административное подразделение с названием "Сунженский район" существует не только в Ингушетии, но и в Чечне. Однако если для Чечни это небольшой по площади район на западе, то для Ингушетии возможная потеря Сунженского района будет означать утрату территориальной целостности всей республики.