Авторские материалы Государство устало жалеть кинематограф
"Льготы не помогли российскому кино" - такое неутешительное мнение огласил Дмитрий Медведев на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. В том, как же все-таки государство будет помогать киношникам, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Премьер Дмитрий Медведев высказался более чем определенно: "Задачу сохранения российского кино на отечественном рынке не удалось решить путем предоставления льгот, возможно, их следует отменить, трансформировать или заменить на другие методы поддержки". А поскольку в нашей стране любое "возможно", слышащееся сверху, воспринимается как однозначная директива, можно говорить с уверенностью: государство сворачивает систему поддержки отечественного кино или радикально ее меняет.
Это вызывает, мягко говоря, недоумение. Не потому, что наши фильмы и продюсеры не выживут без такой помощи: в конечном счете, не справляются с требованиями рынка, может, туда им и дорога? А потому, что годами власти - и Минкульт, и Фонд кино, - твердили, что система слишком нова и несовершенна, а кинопроцесс - слишком медленное дело, чтобы говорить о моментальных результатах.
Видимо, начальство устало ждать. Медведев напомнил о льготном финансировании на производство российских лент и о льготе в виде нулевого НДС для кинотеатров и констатировал, что задача не решена. Глава правительства озвучил несколько возможных вариантов развития событий.
Первый - введение квот, самый спорный: владельцы кинотеатров небезосновательно считают, что это напрямую ударит по ним и никого не спасет - билеты станут дороже, зрителям насильно будут показывать отечественное вместо привычного Голливуда, и они элементарно перестанут ходить в кино. Напомню, что предложения по закону о квотировании Минкульт выдвигал еще в июне.
Вторая версия - отменить льготы вовсе; можно себе представить, как взвоют киношники. Третья - оставить льготы, но потребовать возврата денег, что, по сути, равноценно второй версии: деньги из бюджета нужны кинематографистам именно потому, что их не требуется возвращать. В самом деле, ежегодные пять миллиардов рублей, а в 2011 более шести с половиной, - деньги нешуточные: пора подумать о возврате. Но кто и как будет о нем думать?
Министр культуры Владимир Мединский изложил свою версию: довести планку сборов российских фильмов до 18 целых и 2 десятых процента от общей суммы кассовых сборов - ведь по общим показателям мы сегодня на 4 месте в Европе и на 9 в мире, прокатные сборы перевалили за миллиард! Этот процент составил бы круглую сумму, если бы ее удалось собрать, что все-таки сомнительно. Также Минкульт хочет сократить число получателей государственных денег - в самом деле, из 400 картин, получающих финансирование, не все добираются до проката, - и жестко определять тематику всех фильмов, на которые будут тратиться деньги государства: это должно коснуться и игрового, и документального, и даже анимационного кино. Кто платит, тот и заказывает музыку. Осталось дождаться момента, когда ее закажут, и послушать, что за мотив прозвучит.
Пока же ясно одно: государство устало жалеть кинематограф и решило вместо пряника взять в руку кнут. Печально, что никто при этом не понимает, что сборы зависят не от налогов и льгот, не от квот и ставок НДС, не от бюджета Фонда кино и Минкульта, а исключительно от качества снимаемых картин, которые зритель почему-то не хочет смотреть. Ему-то не прикажешь. И есть сомнения в том, что художественно-редакторский контроль государства поможет сделать российские фильмы более привлекательными для потребителя - то есть, более прибыльными. Что ж, пусть хотя бы будут не такими убыточными.