Картинка

Авторские материалы Москвичи не привыкли обращаться за помощью к депутатам

20 сентября 2012, 21:30

Персоны

Интересы жителей при застройке районов Москвы должны отстаивать муниципальные депутаты, делают выводы наблюдатели на примере конфликта в Митине, где люди протестовали против возведения мечети на 60 тысяч человек. Решения о строительстве различных объектов, как правило, принимаются без учета мнения граждан, согласия которых никто не спрашивает. Чаще всего жители вынуждены терпеть присутствие торговых центров и других сооружений, которые им самим не нужны. Однако если раньше чиновники принимали односторонние решения, то с недавних пор это стало невозможно. Почему - выяснил корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов.

Осипов: Метро "Речной вокзал", скопление торговых центров - здесь их целых три, последний, построенный почти у кромки проезжей части, навсегда похоронил надежды на расширение улицы, чтобы избавить местное население от вечных пробок. Нужен ли был жителям Ховрина третий торговый дом, никто не спрашивал, он просто однажды появился, и все, и так в столице строят очень много объектов. Хотя в теории местные власти должны документально фиксировать, что по этому поводу думают жители, не важно, идет разговор о магазине, парковке, мечети или чем-то еще, поясняет председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников.

Семенников: Как минимум должна быть представлена документация, объясняющая, как учтено мнение граждан. И это проблема, которую власти понимают, и с ней что-то надо делать. Построить объект - полдела, а как он будет потом функционировать? Это не только касается объектов религиозного культа, но и, к примеру, как-то где-то посаженный торговый центр, может надорвать транспортную инфраструктуру.

Осипов: Последний пример - строительство мечети в Митине, людей никто не спрашивал, появилось предложение, муниципальные власти решили, что проект годится. На окраине района должна была появиться мечеть на 60 тысяч человек. Жители запаниковали - их тихие улицы могли превратиться в место столпотворения огромного количества верующих. Правда, волнение людей оказалось преждевременным - как раз этот случай не предполагает односторонней воли районных властей, новый закон об органах местного самоуправления отдал право принимать решение муниципальным депутатам, которым на выборах граждане доверили свои голоса, поясняет один из народных избранников Владимир Демидко.

Демидко: С 1 августа по новому закон решение о строительстве такого рода принимает совет депутатов района, 12 депутатов поднимут документы и проголосуют за или против. Если они не поддержат, то строительство не начинается.

Осипов: История с митинской мечетью превратилась в локальный скандал во многом в связи с религиозной составляющей этого спора. Хотя дело вовсе не в мечети как таковой. Представители ислама также согласны с тем, что интересы жителей должны быть превыше всего остального, не важно, идет речь о храме или каком-то другом объекте, комментирует заместитель председателя совета муфтиев России Рушан-Хазрат Аббясов.

Аббясов: Что касается возмущения, к сожалению, эти возмущения имеют место быть не только при строительстве мечети с такими же возмущениями люди приходят, когда строится какой-то социальный объект или храм любой другой конфессии.

Осипов: Ранее для формального согласования стройки требовалось провести так называемые публичные слушания, которые на самом деле ничего не решали и являлись только рекомендацией для принятия решений. Жители редко принимали участие в судьбе района, да это и не было нужно чиновникам, которые часто руководствовались интересами инициаторов проектов и часто небескорыстно. Для этого были созданы все условия, люди сами не слишком активны, а сделать вид, что население оповещено об очередной стройке, опубликовав сообщение в районной газете, которую никто не читает, проще простого. Так и происходит обычно "учет интересов жильцов", поясняет председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков.

Аншаков: Такова сложившаяся практика, уже на стадии начала строительства закон обязывает вывешивать информационные стенды с доступной для жителей информацией, что за объект строится, кто заказчик, кто подрядчик, в каких целях объект будет использоваться. У нас, конечно, эти нормы повсеместно нарушаются, часто для того, чтобы ввести в заблуждение жителей. Здесь интересы застройщиков, то есть интересы бизнеса, превалируют над интересами жителей города.

Осипов: История в Митине показала, насколько граждане осведомлены о правилах диалога с властью. Они так долго привыкали к тому, что просто так войти в кабинет даже муниципального чиновника почти невозможно, не говоря уже о влиянии на происходящее в районе, что большинство абсолютно не знало о новых депутатских полномочиях. И по привычке люди, вместо того, чтобы связаться с депутатами, бросаются на митинги. В этом стоит винить давние традиции взаимоотношений между чиновником и гражданином, комментирует муниципальный депутат района Митино Владимир Демидко.

Демидко: На будущее я хотел бы, чтобы людям разъясняли это раньше, намного раньше, чем это произошло сейчас, две недели это находилось в вакууме, и стали появляться слухи, что решение уже принято. Учитывая резонансность, надо было сразу разъяснить последовательность действий.

Осипов: Магазины, гаражи, рынки, аптеки и религиозные объекты - где все это будет появляться или исчезать, теперь во власти депутатов. Когда закон о самоуправлении принимали, было много разговоров, что на самом деле полномочия депутатов очень ограничены и они не смогут противостоять чиновникам и лоббированию чьих-либо бизнес-интересов. Ситуация в Митине стала первой проверкой нового закона на работоспособность.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация