Картинка

Авторские материалы Московские имамы не подстрекают к экстремизму

25 сентября 2012, 23:06

По пятницам мусульмане всего мира приходят в мечеть на послеполуденную соборную молитву - Джума-намаз. Собственно так было и в минувшую пятницу в Москве, когда произошла стычка верующих с ОМОНом. Джума-намаз начинается с азана, то есть призыва к обязательной молитве, после чего имам произносит проповедь. Что говорит он верующим и к чему призывает, пытался выяснить корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Ткачук.

Ткачук: Пророк Мухаммед отметил самый важный день в календаре такими словами: "Пятница - это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения", а также сказал: "Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом". Именно поэтому мусульмане всего мира приходят в мечеть на послеполуденную молитву и последующую проповедь. В эту пятницу в Москве в Соборной мечети тоже прошла молитва, а за ней была проповедь, после которой произошли стычки верующих мусульман с ОМОНом. Впрочем, главный имам-хатыб Соборной мечети Ильдар Аляутдинов утверждает, что ничего подобного не было. А сама проповедь никак не могла спровоцировать какие-либо беспорядки.

Аляутдинов: Прошлая проповедь проводилась мной, она было о социальной активности человека верующего, о том, что недопустимо попрошайничество и недопустимо принижение своего собственного достоинства, когда ты начинаешь у другого человека просить. У каждого свой подход. Мы можем посмотреть то, что происходит в мире - волнения, крушат, ломают. У нас в Москве этого не происходит. Я думаю, что по большей степени по причине того, что ведется определенное позитивное настроение прихожан. Ни в коем случае мы не призываем выходить на митинги, какие-то режимы, каких-то людей там свергать. Ни в коей мере. Три тысячи людей поднимать, что-то там крушить и ломать - с точки зрения религии это никак недопустимо.

Ткачук: Аналогичной точки зрения придерживается журналист Максим Шевченко.

Шевченко: Конечно, наверно, где-то в мире есть какие-то мечети, где имамы могут произносить подстрекательские речи, я предполагаю. Таких речей в Москве точно нет. Московские имамы все известны, они все произносят проповеди о том, как надо быть порядочным человеком. Редко они затрагивают какие-то политические моменты, не совсем острые, но актуальные. Но очень наши муфтии, имамы не любят затрагивать политические темы.

Ткачук: Преподаватель Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, как он сам сказал в эфире "Маяка", не осведомлен о том, что проповедуют в мечетях. Но вот на традиционной воскресной проповеди в православной церкви (в отличие от католической) о политике говорить не принято.

Кураев: Если на Западе епископ в своей проповеди не прокомментирует текущую сводку новостей, прихожане скажут: "Что-то, владыка, ты мышей не ловишь, не даешь нам нравственные ориентиры". Если же у нас священник станет говорить о политике в проповеди, прихожане скажут: "Батюшка, тебе чего, молиться надоело?" В реальных проповедях, уверяю вас, такого нет. У нас слово "автобус" произнести в проповеди, и то это уже почти модернизм. Не говоря уже о том, чтобы озвучивать какую-то текущую повестку дня.

Ткачук: Если в храме - будь-то мечеть, синагога, костел или православная церковь - звучат призывы к насилию, то это явно радикально настроенные фанатики, уверяют эксперты. Ни одна религия не приемлет ничего подобного.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация