Авторские материалы "Облачный атлас" может затмить "Матрицу"
В прокат выходит удивительный фильм "Облачный атлас", снятый тремя режиссерами - братом и сестрой Вачовски, известными по "Матрице", и не менее знаменитым немцем Томом Тыквером. Обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин с удивлением выяснил, что в числе продюсеров фильма обнаружились россияне.
Одни зрители уже превозносят "Облачный атлас" как невиданный шедевр, превосходящий "Матрицу" - самый известный фильм соавторов картины, бывших братьев, а ныне брата и сестры Вачовски: за минувшее десятилетие Энди остался неизменным, а вот Ларри сменил пол и превратился в Лану.
Другие кричат, что "Облачный атлас" - претенциозная пустышка, да еще и затянутая: почти три часа, шесть сюжетов слитых воедино, а на выходе - туманное откровение, кратко высказанное на рекламном постере словами "Все взаимосвязано".
В Штатах публика на фильм почти не пошла, но ведь так было и с другой амбициозной экранизацией, а "Облачный атлас" поставлен по нашумевшему одноименному роману британца Дэвида Митчелла, с "Парфюмером" которого по книге Патрика Зюскинда ставил немец Том Тыквер. Тот фильм провалился в Америке, где Зюскинда знают плохо, но собрал рекордные суммы в Европе: не случится ли тоже самое с новой работой, среди режиссеров которой, рядом с Вачовски значится тот же Тыквер?
Сочетание трех постановщиков кажется диким, но лишь на первый взгляд. "Облачный атлас" - практически шесть фильмов в одном, шесть параллельно рассказанных сюжетов, причем из разных эпох и в разных жанрах. Первый - фильм-путешествие об адвокате из Сан-Франциско, спасающем в середине XIX века беглого раба. Второй - фильм о творческом экстазе, он же любовный роман в письмах о двух геях, один из которых одаренный композитор в 30-х годах уже ХХ века.
Третий фильм - история о корпоративном заговоре, который в 70-х раскрывает отважная журналистка. Четвертый - комедия о пожилом издателе, запертом мстительным братом в доме престарелых. Пятый - футурологический киберпанк о Нео-Сеуле - городе, где корпорации используют рабский труд клонов. И шестой - фэнтези о козопасе с Гавайев, переживающем последний кризис человеческой цивилизации.
И если Вачовски взяли на себя американскую авантюру из далекого прошлого и два сюжета из далекого будущего, то Тыквер отвечал за ХХ век - хотя все-таки главные решения три режиссера принимали все вместе. Так и родился фильм-гибрид: Вачовски обеспечили эпическую постановку глобальных проблем, Тыквер, как и в "Беги, Лола, беги", помог уместить несколько жизней в рамки одной картины.
Наверное, замечательного Бена Уишоу, дебютировавшего именно в "Парфюмере", сюда приволок Тыквер, но без громкой славы Вачовски вряд ли удалось бы затащить сюда оскаровских лауреатов Халли Берри и Тома Хэнкса - ведь кроме центральных ролей в одних новеллах, каждому из них выпало сыграть эпизоды, иногда на уровне "кушать подано", в других сюжетах.
В игру включились и Джим Броадбент, и Хью Грант, и Сьюзан Сарандон. Так кто же прав - хулители или восторженные? Провал это или пока недопонятый шедевр? Скорее, мощное развлечение со смыслом, который каждому зрителю придется вычленять самостоятельно, как гадать по облакам.
Одному из гадавших хочется поаплодировать уже сейчас, а именно Александру Роднянскому, который не побоялся вписаться в столь рискованный проект на правах продюсера. Так что "Облачный атлас" - отчасти и наше кино со вполне российской проблематикой: о роли личности в истории и огромной важности свободы, за которую не жалко и жизнь отдать.