Картинка

Авторские материалы Женщинам не стоит терпеть семейное насилие

18 января 2013, 22:07

Персоны

История с убийством Ирины Кабановой, счастливой жены и матери, собственным мужем, вновь показала актуальность проблемы домашнего насилия. В России фиксируется около 10 тысяч подобных случаев в год, но это, как утверждают специалисты, лишь верхушка айсберга. Вообще, наша страна - благодатная почва для домашних тиранов. Несовершенство законодательства освобождает их от ответственности. А женщины, столкнувшиеся с насилием в семье, чаще всего замалчивают ситуацию, а то и вовсе не понимают, что стали жертвой. Как бы ни были модны идеи феминизма, российские женщины в большинстве своём опираются на патриархальный опыт. Между тем, психологи говорят, что при первом же тревожном звоночке от мужа-истязателя нужно бежать. И тут начинаются основные проблемы: найти надёжное убежище у родных и близких можно не всегда. Государство тоже помочь всем не в силах: во всей стране работает только 24 кризисных центра, где женщина может укрыться от мужа-тирана. Тему продолжает корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Казанцева.

"Бьёт - значит любит", "всё перемелется", "сор из избы не выносят", "любовь зла" - тысячи пословиц и поговорок в нашем обиходе существуют, кажется, специально для прикрытия явных семейных проблем. А в нашем обществе с патриархальными устоями все еще принято побыстрее, а то и второпях выйти замуж, а потом, стиснув зубы, беречь этот брак. Тех, кто сталкивается с домашним насилием, в разы больше тех, кто осознаёт степень проблемы и решается обратиться за помощью. Разговор с подругой, мамой или простой звонок психологу иногда может кардинально изменить ситуацию. Ведь многие женщины даже не догадываются, что стали жертвой домашнего насилия, говорит начальник отдела Московской службы психологической помощи при Департаменте соцзащиты Галина Леонтьева.

"Бывает не только собственно физическое насилие, побои. Бывает психологическое насилие, когда муж не даёт развиваться, унижает, не даёт общаться с родственниками. И женщина иногда не понимает, что это тоже насилие".

Причём муж-тиран - это не обязательно маргинал. Им может оказаться и вполне преуспевающий человек, который производит впечатление заботливого отца и мужа. Бывает и так: первые несколько лет безоблачного брака потом оборачиваются катастрофой. Распознать в заботливом в трепетном ухажёре будущего истязателя довольно сложно, но всё же к своему будущему избраннику нужно присматриваться очень внимательно. Нужно научиться договариваться на берегу, ведь с началом семейной жизни выбраться из тяжёлой ситуации сложнее, чем в период ухаживаний, советует Галина Леонтьева.

"Надо смотреть на отношения в семье. Не обязательно тиран выходец из семьи с властной мамой. Но вот если в семье папа бьёт маму, не исключено, что эту модель он перенесёт на вас. Китайская мудрость гласит: до замужества держи глаза открытыми, а после закрывай почаще. Наши женщины делают всё наоборот".

У психологов, кстати сказать, есть такой термин - виктимное поведение, это набор психологических качеств, который присущ потенциальным жертвам домашнего насилия. Протестировать себя на виктимность можно самостоятельно, но лучше обратиться к психологу, продолжает Галина Леонтьева.

"Готова ли, что мои основные потребности (в еде, тёплой одежде, самореализации) не принимаются во внимание? Готова ли, что со мной допускают грубости, бьют? Даже если на эти вопросы женщина отвечает утвердительно, она в зоне риска".

Ну а если женщина уже столкнулась с домашним насилием, то лучший совет - бежать подальше от мужа-тирана. Но тут возникает резонный вопрос - где укрыться? У родителей и друзей опасно, гостиница или съёмная квартира не всем по карману. В других странах эти проблемы решаются в кризисных центрах, где женщина может пожить, ожидая развода. В России тоже есть такие центры. Но их ничтожно мало - государственных всего 24 на всю Россию. Есть ещё некоммерческие при благотворительных и религиозных организациях. В Москве проблемами таких семей занимается кризисный центр "Надежда". В нём одновременно могут жить 35 женщин, и он редко пустует. По закону, в центре женщины могут находиться не больше 2 месяцев, но на практике выходит иначе: либо затягиваются семейные тяжбы, и женщине попросту негде жить, либо, женщина уходит сама, не решаясь разрушить семью, рассказывает директор центра Наталья Пазникова.

"Практика показывает: 3 дня полежит, синяки залечит и всё: "Он без меня жить не может. Я же живу в его квартире, я всё стерплю, чтобы мои дети жили в Москве".

Интернет и СМИ пестрят историями о домашнем насилии и его последствиях. У всех на устах случай с Ириной Кабановой. Свежа в памяти история о жительнице Долгопрудного, которая выбросила с балкона своих детей. А вот истории из Интернета:

"Живём с мужем 7 лет, у нас трое детей, а муж до сих пор не образумился. Ночью приходит, идёт есть. Меня будит и заставляет сидеть рядом. Издевается как хочет, стыдно даже говорить, а если не подчиняешься, то может вообще ударить. Уйти не могу..."

"Я в декрете с двумя детьми. Муж постоянно упрекает меня в том, что воспитываю не так детей, за ним не ухаживаю, не развиваюсь сама. Сам он не отдаёт мне свою зарплату и забирает детские пособия. Дома бывает редко, так как постоянно занят на всевозможных курсах, гостях, сборищах. Детьми он практически не занимается. Не разрешает им шуметь, в противном случае бьёт. Свекровь сына во всем поддерживает. Я во всем у него виновата. Что мне делать? Чувства к нему, наверное, еще остались, но надолго ли с таким отношением?"

У сотрудниц центра "Надежда" свои примеры.

"Самый страшный случай в практике - пальцы отрезал и заставил съесть".

Но самое ужасное в том, что закон этих женщин никак не защищает - нет там понятия "домашнее насилие". Полиция не поможет, у органов соцзащиты минимум полномочий, сетует Наталья Поздникина.

"По закону, если меня муж избил, я могу обратиться к мировому судье с частным обвинением. И сама должна собирать справки и доказательства. А уголовной ответственности за это нет".

Причём в Госдуме уже есть несколько вариантов законопроекта об ответственности за домашнее насилие. Но законопроект считают сырым и недоработанным и психологи, и соцработники, и правоохранители, и сами депутаты. Мы могли бы перенять удачный европейский опыт, говорит зампред Думского комитета по делам семьи, женщин и детей Ирина Соколова.

"Хорошо в европейских странах работает система с так называемым временным судебным ордером. Если поступает сигнал о насилии, обвиняемому даётся ордер. Жертву и насильника разъединяют. Он должен покинуть помещение, даже если он собственник".

Но проект закона пока не готов, и когда он будет принят, не знают даже сами депутаты. Так что, по всей видимости, домашние тираны ещё долго будут оставаться безнаказанными.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация