Авторские материалы В "Новой опере" назревает скандал
Персоны
Очередная реформа в московском театре грозит обернуться конфликтом. На сей раз речь идет о музыкальном театре - "Новой опере", основанной чуть более 20 лет назад выдающимся дирижером Евгением Колобовым. Культурный обозреватель "Вестей ФМ" Анна Кочарова попыталась разобраться в ситуации.
Прекрасное здание из красного кирпича в московском саду "Эрмитаж" - один из редких примеров не только удачного нового театрального зала, но и созданного театра. Чуть более 20 лет назад "Новую оперу" основал выдающийся оперный дирижер Евгений Колобов, покинувший тогда с частью труппы музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Появление нового оперного театра было настоящей сенсацией в музыкальной жизни Москвы. Да и постановки Колобова, музыканта яркого и энергичного, вызывали интерес публики и профессионалов. В 2003 году маэстро скоропостижно скончался. И вот теперь театр на грани конфликта: около года назад туда пришел новый директор, Дмитрий Сибирцев. Вдова Колобова, замечательный хормейстер Наталья Попович, отстранена от должности председателя художественно-творческой коллегии. Да и состав самой коллегии также обновлен. Дочь Колобова, Марфа Колобова-Тесля, работавшая в театре заведующей литературной частью, написала заявление об уходе. Она утверждает, что театр на грани раскола.
"Директор, который по уставу должен заниматься финансово-хозайственной деятельностью, активно влезает в творческий процесс, отстраняет авторитетного лидера театра, которая 10 лет после смерти Колобова возглавляла этот театр. Происходит это без объяснения причин, мы так и не поняли, в чем его претензии к ней".
Дмитрий Сибирцев объясняет свое решение относительно Натальи Попович так:
"Мне бы очень хотелось, чтобы она выполняла ту работу, которой она владеет виртуозно и блестяще: держала ту часть хора, которая обеспечивает основную часть репертуара, чтобы хор работал также блестяще на всех спектаклях".
Театр "Новая опера", громко заявивший о себе на момент создания, последние 10 лет оказался на периферии культурной жизни. Музыкальный критик Екатерина Бирюкова говорит, что в театре давно назрели перемены.
"Новая опера" была изначально дирижерским театром Евгения Колобова, но после смерти основателя уже невозможно понять и описать, чем же он отличается от всех остальных театров. Конечно, хочется, чтобы была сформулирована творческая позиция, внятные перспективы. С другой стороны, это театр, в котором есть голоса, есть хороший хор, оркестр. И главное, чтобы это не было разрушено, это нужно делать очень аккуратно".
В ближайших планах "Новой оперы" - премьера "Тристана и Изольды" Вагнера, а осенью - "Пиковая дама" Чайковского. Однако Марфа Колобова-Тесля утверждает, что новое руководство пока держится на планах, сверстанных предыдущей художественной коллегией. Она также не исключает масштабных сокращений в театре. Дмитрий Сибирцев со своей стороны считает, что сотрудники должны больше погружаться в работу, а не выяснять отношения. Так или иначе очевидно: театру, который родился по воле выдающегося музыканта, сегодня не хватает лидера. Может ли им стать новый директор Дмитрий Сибирцев или главный хормейстер и вдова Колобова Наталья Попович - большой вопрос. Музыкальные критики считают, что идеальным вариантом может стать должность интенданта, как это принято на Западе - человека, который, по сути, выполняет кураторскую работу в театре.